Что-то мне подсказывает, что пару таких публикаций воспримут не как попытку найти справедливость и обличить пороки, а как заказную кампанию по дискредитации МВД. Мода на «заказухи» убивает даже потенциальную возможность вернуть журналистике ее истинное предназначение – говорить правду людям и обличать язвы общества. Читая вполне объективный материал в известном деловом журнале, один из героев статьи полагает, что его «заказали» конкуренты. Сами конкуренты считают ту же историю слишком позитивной и уверены в «джинсе».
Их можно понять. Годами они привыкли к тому, что медиа – это такой информационный супермаркет, где все продается и покупается. Пакет лояльности определенного СМИ перед выборами, постоянное присутствие представителей какой-то партии в эфире популярного ток-шоу. Расценки всем известны, и никого этим не удивишь.
Проблема не в том, что это портит предпринимателей или политиков. В стране остается слишком мало журналистов, которые воспринимают свою профессию как призвание, а не как ремесло. Пока что это удается только нескольким медиа. Тем, кто не боится писать о воровстве бюджета, о деле того же пологовского маньяка и судьбе всех, кто сидит за его преступления. Большинство плетутся в хвосте, расписывают бюджеты на новые заказухи и осваивают секреты использования комбинаций клавиш «Ctrl C» и «Ctrl V».
Вряд ли репортеры принципиально аморальны. Журналист – плоть от плоти своего народа. В стране победившей коррупции аморальны почти все – дети депутатов, которые на своих авто сбивают насмерть людей и успешно уходят от ответственности; чиновники, открыто ворующие миллионами; продавщицы, хамящие в магазинах, врачи, халатно ставящие диагнозы. Откуда может появиться честность в этом царстве порока? Почему журналисты должны быть честными, если все остальные умело обманывают и увлеченно воруют?
В этом – главная опасность «джинсы». Если общество больно, его нужно лечить, а не болеть вместе с ним. Согласно Reuters Handbook of Ethics роль журналиста в демократическом обществе - отслеживать работу правительства, судов и бизнеса, освещать ошибки и успехи; искоренять коррупцию и злоупотребление властью. Это звучит банально, но кто руководствуется этими принципами?
Слава Богу, в стране еще есть журналисты, живущие по таким правилам. Мне так кажется, что когда издатели начинают переживать о снижении продаваемого тиража или падении трафика, то это как раз и касается тех изданий, которые живут на заказухах и копипастерах.