Теперь общая сумма выплат при рождении первого ребенка будет составлять 30, второго – 60, третьего - 120 прожиточных минимумов для детей до 6 лет. Поскольку сейчас этот минимум составляет 816 гривен, то общие суммы будут такими: для первого ребенка – 24 480 гривен (было 17 952), для второго – 48 960 (было 36 720), для третьего и всех последующих – 97 920 (было 73 440) гривен.
Суммы, конечно, не заоблачные, и на все детские нужды их не хватит, но все же прибавки – это плюс. На первый взгляд. Если внимательно вчитаться в текст закона, становится понятно: выплаты увеличили, но очень по-хитрому. Сумма, которую получают родители, привязана к прожиточному минимуму – внимание – на момент рождения ребенка. И остается неизменной на все время выплат. А срок, в который производятся выплаты, как раз «растянули». Сначала родители получают разовую выплату размером в 10 прожиточных минимумов, то есть 8160 гривен. Остаток суммы разделяют на равные части и начисляют ежемесячно. Вот только раньше месяцев было 12, 24 и 36 (для первого, второго и третьего ребенка соответственно). Теперь же их стало 24, 48 и 72.
Месяцев больше – ежемесячная выплата меньше. К примеру, если раньше за первого ребенка родители получали по 884 гривны в течение года, то теперь будут получать по 680 в течение двух лет. В случае с третьим ребенком период выплат растягивается вообще сверх меры – раньше было по 1836 гривен в течение трех лет, теперь – по 1246 в течение шести. Сейчас за эти деньги можно, к примеру, купить зимний комбинезон и обувь для ребенка (но не более). Можно ли будет купить на эту сумму хоть что-нибудь через шесть лет? Вопрос риторический.
«Практика растягивания выплат на более длительный срок используется за границей. Но у нас любые выплаты «съедает» инфляция. Да и вообще помощь при рождении ребенка – не наиболее эффективный способ влияния на демографию, - уверена Ирина Курило, заведующая отделом проблем качества демографических процессов Института демографии и социальных исследований НАНУ. - Существует целый ряд проблем, из-за которых украинцы не решаются на рождение ребенка. К примеру, более веская причина - дефицит дошкольных учебных заведений. Кроме того, опыт многих стран показывает, что ключевую роль в улучшении демографической ситуации играет решение жилищного вопроса. Ну и общий уровень оплаты труда нужно поднимать».
В общем, ни прежние, ни «повышенные» выплаты не являются значительным подспорьем для родителей. К примеру, банка гипоаллергенного детского питания стоит около 100 гривен, а хватает ее на неделю. В месяц – 400-500 гривен. Если родители используют одноразовые подгузники (они же «памперсы») – их траты могут достигать 150 гривен на 7-10 дней. Кроме того, детям нужна одежда, бутылочки, присыпки, фруктовые пюре и целая уйма других вещей. Так что государственные выплаты – это лишь капля в море детских потребностей.
Процесс получения денежной помощи удивительно не приспособлен к условиям жизни молодых мам. Чтобы получить деньги сразу после рождения ребенка, когда они особенно нужны, придется отправиться в управление социальной защиты. И это должны сделать либо отцы, которые усиленно работают, чтобы обеспечить семью, либо матери, которые спят по несколько часов в сутки и практически не отходят от ребенка.
«Когда родился второй сын, я уже знала, какие справки нужны, поэтому пришла подготовленной. Но все равно пришлось выстоять огромную очередь, - вспоминает Ирина, прошедшая процедуру получения помощи по рождению ребенка уже второй раз. - В собесе было полно бабушек, которые пришли за субсидией. Так что пришлось провести там целых три часа».
С другой стороны, отказываться от денег никто из родителей не спешит. А это значит, что выплаты хоть и невелики, и от демографического кризиса страну не спасут, но все же являются далеко не лишними бюджетными тратами. Тем более, что с другими демографическими факторами - доступными детскими садами и обеспечением молодых семей жильем - у нашего государства в ближайшее время вряд ли срастется.