ГоловнаСуспільствоЖиття

​Дети независимости идут на войну

Необыкновенное откровение озвучил давеча военный прокурор Центрального региона Николай Голомша: в украинскую армию вернулись «неуставные отношения», иначе говоря – «дедовщина».

​Дети независимости идут на войну
Фото: Макс Левин

На что многие СМИ процитировали мнение известного военного эксперта, постоянного автора Lb.ua Сергея Згурца о том, что корень бед – крайне низкий культурный и образовательный уровень призывников. Слова эксперта, указывают СМИ, находят неявное подтверждение у некоторых командиров военных частей, рассказывающих потрясающие вещи: оказывается, далеко не все призывники знают таблицу умножения и могут показать Африку на карте.

Минобороны, конечно, излагает свою точку зрения: мол, командиров перестали наказывать, если те своими силами выявили и пресекли «неуставуху», потому процент и повысился – вызванным на ковер быть никому не хочется. Раньше, выходит, было то же самое – только о происходящем никто не знал. Или делал вид, что не знает.

Истина, разумеется, где-то посередине.

Все фото: Макс Левин

Кто же сегодня идет в армию? Дети из неполных семей. Те, кто не смог поступить в институт. Те, кому не удалось «откосить» по состоянию здоровья. Бывшие студенты ВУЗов, у которых закончилась отсрочка.

Служба Родине сейчас воспринимается как нечто неблагодарное, то, чего следует избежать любой ценой. «Ушел парень – пришел калека». Мотивации, как таковой, у будущего солдата просто нет. Процент «идейных» весьма невысок.

А вот демотивирующих факторов хоть отбавляй: каждое новое «поколение» служивых добавляет красок армейской жизни рассказами о том, как кормят консервами из стратегических запасов 60-70х годов; как вырезают кожные воспаления и нарывы без наркоза (ну, нет анестетиков вообще!); как солдаты за год службы исхитряются ни разу не выстрелить из автомата; как теряют зубы, глаза, конечности, подвергаются изнасилованиям или вообще приезжают домой в виде «груза 200» (и это в мирное время).

Особняком - истории именно о тех самых, неуставных, которые подаются как «армейские традиции». Знаменитейший «осмотр» – это когда «дедушка» командует «духу»: «Грудь к осмотру!». Молодой солдат выпрямляет грудь и говорит примерно следующее: «Фанера трехслойная, бронебойная (год рождения) года выпуска к бою готова», после чего следует сильный удар в грудь со стороны «проверяющего». Главное для «духа» -- это после удара суметь ответить нечто вроде: «Откат нормальный, гильзы в ящике!». Иначе процедуру повторяют.

«Лось» - еще одна старинная забава. Вариантов «лосей» скучающий солдатский ум придумал великое множество: начиная от «простого» (когда солдат скрещивает ладони на лбу в виде рогов упомянутого животного, а «дедушка» лупит по ним со всей дури), «музыкального» (перед ударом следует спеть «Вдруг как в сказке скрипнула дверь», а после – «все мне ясно стало теперь») и заканчивая «бешеным» (когда «дух» в виде «лося» обязан протаранить с разбегу указанный «дедушкой» объект, чаще всего – столб или стену).

Кому захочется изображать «лося» по капризу «товарища» по казарме? В здравом уме – никому. Почему подчиняются? В противном случае есть серьезный риск стать инвалидом. Обращение же в военную прокуратуру (которая и должна адекватно реагировать на подобные фокусы) считается аморальным, «западлом».

Сегодня в армию идут уже «дети независимости» – свободные от «проклятого тоталитарного прошлого», воспитанные на других идеалах, по прогрессивным программам. Помогает ли это армии? Изменились ли «традиции» со времен СССР? Обучит ли армия толкового специалиста из вчерашнего школьника? Ответ на этот вопрос вынесен во второй абзац заметки. Очевидно, что у Минобороны по факту должно накопиться множество вопросов к Минобразования, ведь именно из стен школ армия черпает такие блестящие самородки.

Судя по всему – налицо полное отсутствие обратной связи между министерствами. Кто выдал вчерашнему школьнику аттестат о среднем образовании при незнании азов арифметики и основ географии? Чего еще не знает из обязательной программы свежеиспеченный защитник Отечества? Кто несет ответственность за подобное?

Неудивительно, что украинская армия проигрывает первое сражение, когда будущий призывник еще учится в средних и старших классах – в момент формирования личности у подростка. Проигрывает идеологически (подросток не понимает, ради чего имеет смысл идти в армию, отсутствуют ролевые модели для наследования) и качественно (недостаточная базовая квалификация бойца).

Люди постарше помнят замечательные произведения «Книга будущих командиров» и «Книга будущих адмиралов» Анатолия Митяева. Написанные блестящим языком, они раскрывают перед школьником страницы древних военных конфликтов, анализируют причины войн и тактики полководцев прошлого, и, что самое главное – ненавязчиво подвигают «копать глубже», изучать историю, математику, военное искусство.

Для тех, кто их прочел, армейские традиции – это высеченная в камне надгробная надпись Симонида Кеосского: «Путник! Разнеси эту весть всем гражданам Лакедемона! Честно исполнив свой долг, здесь мы в могиле лежим» на могиле трехсот спартанцев; это – «veni, vidi, vici» («пришел, увидел, победил!») Юлия Цезаря; «Пуля – дура, штык -- молодец» Александра Суворова, а не, извините, «лоси», «осмотры» и «сдачи вождения». Школьник понимает смысл выражений «говорить лаконично», знает о корнях фразы «пиррова победа» и почему воюют не числом, а умением.

Аналога этим трудам в украинской печати просто нет. Ни перевода на украинский (для тех, кто не знает русского), ни своих наработок.

Наше «патриотическое воспитание» или ограничивается рассказами «про то, как врали об ОУН-УПА» или же вообще «галочкой» в журнале проведенных занятий.

Маму и папу очень часто заменяет телевизор. По нему, к примеру, покажут боевик «Звездная пехота» («Starship Troopers») режиссера Пола Верховена. Талантливый режиссер снял очень зрелищную картину, где все взрывается, сверкает и блестит. Заодно – пародирует абстрактный фашистский режим и «военщину».

Но по телевизору вряд ли расскажут, что фильм снят по одноименной известнейшей книге американского писателя Роберта Хайнлайна, кстати – единственной фантастической, которая на протяжении полувека остается в списке литературы корпуса морской пехоты США.

Причина, почему подростковое чтение настолько высоко ценится американскими военными, проста – творчество Хайнлайна обладает высоким мобилизующим потенциалом и служит прекрасным образцом патриотической и пропагандистской публицистики. Весь идеологический пласт – самое ценное в книге – остался «за кадром» очень красивого, но абсолютно «пустого» Верховенского боевика.

Так же мало кому у нас известно о серьезнейшей рекламной кампании американской армии среди подростков: начиная от телевизионных роликов и заканчивая рекламой в комиксах, которые читает целевая аудитория. Пример: фотография джунглей на всю страницу журнала. На ней ни на первый, ни на второй взгляд никаких людей нет. Снизу подпись о том, что на фото присутствуют десять бойцов морской пехоты США в маскировке (перечисляются фамилии). Телефон рекрутингового центра и ссылка на веб-сайт Корпуса. Все.

Режиссеры «Трансформеров» и «Железного человека» плотно дружат с военными – их фильмы показывают мощь Америки и добавляют гордости американским парням за свою страну.

В СССР, кстати, были фильмы «В зоне особого внимания» и «Ответный ход», где популяризовалась служба в ВДВ, а герой Михая Ермолаевича Волентира заслуженно признан «Главным прапорщиком ВДВ». По признанию многих ветеранов десанта, именно этот фильм сподвиг их на карьеру в воздушно-десантных войсках.

А что есть сейчас? Фильм «ДМБ»? Сериал «Солдаты»? Это добавляет армии положительного имиджа? О настоящем биче украинской молодежи – курении и алкогольной зависимости, помноженной на общее состояние здоровья – написано уже достаточно, да только с эффективными мерами все намного хуже. Теперь к этому всему добавилась еще и малограмотность.

Верной дорогой идем. Так победим.

Сергей ЕвсеевСергей Евсеев, обозреватель LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram