Исследовательская группа под руководством профессора Сезара Риверы, в статье, которая будет опубликована в журнале NeuroImage, описала серию экспериментов с билингвами.
В экспериментах участвовали две группы студентов-добровольцев, одна из которых состояла из билингв - молодых людей, еще в раннем детстве научившихся говорить на двух языках, каталонском и испанском, а вторая - из студентов, знающих только испанский. Испытуемым предлагали решить различные задачи, в то же время как активность их мозга отслеживалась с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии.
Ученые выяснили, что билингвы используют зону в глубине левой части лобных долей мозга (так называемый центр Брока) для решения таких задач, как сортировка объектов по форме или по цвету. У обычных людей, «монолингв», при решении тех же задач работает правая часть.
Левая часть зоны Брока, которая активизируется при смене языка, расположена в левой части лобных долей мозга, и отвечает за речь и, в случае билингв, за переключение между языками. Ранее исследователи обнаруживали различия в решении мыслительных задач между билингвами и обычными людьми, но до сих пор они не были подкреплены нейрологическими исследованиями.
«Наша находка очень важна, поскольку она показала неизвестную ранее сторону билингвизма, которая идет дальше нежели языковые преимущества, она показывает, что билингвы более эффективно реагируют на определенные стимулы», - говорит Ривера.
Он и его коллеги показали, что билингвизм влияет на мозг не только на лингвистическом уровне. Мозг в целом начинает работать иначе. Это свидетельствует о важности изучения языков в самом раннем
возрасте, поскольку это может помочь в улучшении мыслительных способностей, отмечает ученый.
Ранее ученые из Великобритании, Италии и Японии в исследовании, опубликованном в журнале PLoS ONE, выяснили, что дети, с раннего возраста говорящие на двух языках, лучше ориентируются в разговоре и лучше распознают грубость, ложь и излишнюю информацию. Кроме того, некоторые исследования показали, что дети-билингвы развиваются значительно быстрее сверстников, и даже став взрослыми, они сохраняют более высокую скорость реакций.