Все началось в июле 2008-го, когда посетители чешского консульства во Львове должны были в первую очередь зарегистрироваться в так называемом "колл-центре", звонок в который стоил триста крон.
За девять месяцев существования такой системы частное предприятие, которое чешские дипломаты выбрали без обязательного конкурса, заработало на украинцах почти 400 тысяч евро.
Пражский суд, в который обратились 161 гражданин Украины, пришел к выводу, что чешское министерство иностранных дел должно выплатить компенсации потерпевшим.
"Если министерство хотело задействовать "колл-центр", оно не должно было взимать плату. Брать деньги с иностранца за звонок – это противоречит действующим чешским законам", - объяснил судья Андреа Пешлова.
Адвокат истцов Ян Копржива говорит, что его украинские клиенты довольны приговором судьи Пешловой: "Люди (а таких было тридцать тысяч) платили и не знали, за что платят".
Чешское дипломатическое ведомство, которое должно вернуть украинцам 70 тысяч крон, может еще обжаловать приговор пражского суда. Но де-факто оно признало свою вину.
Бывший генеральный консул во Львове уже не работает в системе министерства, а бывший посол Чехии в Украине Ярослав Башта ушел с должности "по состоянию здоровья".