ГоловнаСуспільствоЖиття

Таможня дает или берет добро?

Песня «Госпожа удача» царского таможенника Верещагина, так мастерски сыгранного актером Павлом Луспекаевым в «Белом солнце пустыни», является неофициальным гимном таможенной службы. Кабинеты ее начальников украшают портреты артиста, именем Верещагина названо судно российской таможенной службы. По злой иронии, хрестоматийное «Я мзду не беру, мне за державу обидно» звучит теперь для украинской таможни наглым издевательством. Там берут много и по-крупному. Еще бы: с таможни полстраны кормится.

Таможня дает или берет добро?

Задержание по подозрению в получении взятки шести сотрудников Киевской региональной таможни стало по многим параметрам беспрецедентным. Во-первых, его проводили показательно: с применением спецназа «Беркут», вытаскиванием из машин, укладыванием на землю и прочими атрибутами «маски-шоу», больше свойственными операциям по обезвреживанию особо опасных бандитов, а не тихих коррупционеров. Во-вторых, в наручники заковали сразу шестерых таможенников, которые, если верить следствию, в рабочее время и в служебной униформе не погнушались вымогательством и получением взятки. А в-третьих, ее размер – $10 тыс., если поделить на шестерых, совсем уж несоразмерен с коррупционными рисками для таможенников. Это в том случае, если у них еще существовали внутренние ограничители. Ведь любой потенциальный взяточник обычно придерживается минимальных правил коррупционной безопасности: понимает сколько, когда и где можно брать. Да так, чтобы потом не быть подвергнутым унизительной процедуре снятия смывов со следами купюр со своих собственных рук. Прокуратура Киева уже предъявила обвинения тем двоим из задержанных, следы чьих рук зафиксированы на долларовых купюрах. Остальные в деле проходят как свидетели. По крайней мере, пока.

Предприниматель, у которого таможенники требовали взятку, дает совершенно четкие и внятные показания, изобличающие стяжателей. Сами они уверяют, что дело шито белыми нитками, и обвиняют милицию в «крышевании» незаконного бизнеса по ввозу и разборке на запчасти автомобилей из-за рубежа. Кстати, несмотря на требование следствия оставить под стражей двоих обвиняемых, которые могут на свободе влиять на свидетельские показания своих коллег-таможенников, Голосеевский районный суд освободил их под подписку о невыезде.

Как раз накануне скандала работу Государственной таможенной службы Украины жестко критиковал президент, обвинив в сращивании с преступностью и в финансировании одной из политических сил. Естественно, Ющенко имел в виду, прежде всего, БЮТ. Ведь председатель Гостаможслужбы Анатолий Макаренко – всецело креатура «бело-сердечных» вождей – был призван руководить таможней после громкого и скандального расставания Юлии Тимошенко с Валерием Хорошковским. Собственно, главную свою задачу – таможенное оформление 11 млрд. кубов газа «РосУкрЭнерго» – Макаренко уже выполнил.

Анатолий Макаренко – однокурсник Андрея Кожемякина по Киевскому высшему военно-морскому политическому училищу. Долгое время возглавлял Киевскую региональную таможню, сотрудники которой были так образцово-показательно задержаны милицией. Сам Анатолий Макаренко на этой неделе как раз накануне профессионального праздника таможенников провел выездную коллегию ведомства в Днепропетровске, где на следующий день принял участие в торжественной церемонии прощания с выпускниками Академии таможенной службы Украины. Вот что он заявил в интервью «Левому берегу» по поводу задержания киевских таможенников милицией: «Этот случай имеет ряд особенностей. Службы внутренней безопасности, как МВД, так и ГТС, сейчас занимаются этим вопросом. Но подчеркиваю, что если будет установлен факт взятки, защищать мы никого не будем. Я подчеркиваю: в этой операции принимали участие сотрудники как МВД, так и внутренней безопасности ГТС».

На начало июля в Генпрокуратуре запланирована специальная коллегия, на которой на голову таможни посыплется немало шишек. В том числе и за значительно сократившиеся платежи в бюджет – в кризисное время объемы внешнеторговых операций упали, план по наполнению таможня катастрофически не выполняет. В такой ситуации с целью дискредитации руководства ведомства может быть использован любой коррупционный скандал. А их, как показала история в Киеве, хватает в таможне с головой. Единственное, что может защитить руководство ГТС, – его полная зависимость от правительства и ни от кого больше. В отличие от министров, назначаемых исключительно по политическим квотам и снимаемых по политической целесообразности.

Артем ШевченкоАртем Шевченко, військовослужбовець, журналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram