Правда, в некоторых случаях подобная эмоциональность выглядит вполне подготовленной. Словно политики знали или хотя бы были уверены в том, что инцидент будет. Так или приблизительно так можно рассматривать ситуацию с закрытием игорных заведений, причиной которому послужил пожар в зале игровых автоматов, принадлежащем компании «Метро Джек Пот» в Днепропетровске.
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ЯРОСТЬ
О том, что азартные игры в Украине пора ликвидировать или, по меньшей мере, ограничить, чиновники и политики разного уровня говорили несколько лет подряд. Игромания во всем мире признается психическим заболеванием, нуждающимся в серьезном лечении, а в Украине рост количества больных стал практически неконтролируемым. Организация игорного бизнеса стала чрезвычайно коррумпированной сферой, статус которой, к тому же, не был законодательно урегулирован. Кульминация политической дискуссии о том, каким должен быть украинский игорный бизнес, пришлась на конец сентября прошлого года. Тогда правительственный комитет по вопросам экономической политики, возглавляемый первым вице-премьером Александром Турчиновым, аккумулировал полномочия по подготовке и продвижению законопроекта «Об азартных играх в Украине». Тогда представители Кабинета министров заявили, что подготовленные в Верховной Раде законопроекты их «не устраивают», поскольку не содержат существенных ограничений деятельности игорных заведений, а данный закон должен быть, в первую очередь, «моральным решением».
Насколько далеко за семь месяцев Кабмин продвинулся в разработке этого «морального решения», достоверно не известно. Но пожар в зале игровых автоматов в Днепропетровске неожиданно стал апогеем этой деятельности. Одним махом проблема урегулирования игорного бизнеса решилась сама собой - решением Кабмина он был просто ликвидирован, чтобы в будущем, в соответствии с планами правительства, возродиться в новой ипостаси - «украинском» Лас-Вегасе (Лас-Вегасах), то есть, чтобы сосредоточиться в одной или нескольких местностях за пределами больших городов. Эту идею в Кабмине уже давно считали одной из самых жизнеспособных, но... амбициозные планы команды Тимошенко может разрушить, конечно же, Виктор Андреевич Ющенко. Во вторник появилась информация, что он может наложить вето на принятый 14 мая закон «О запрете игорного бизнеса в Украине», срок подписания которого истекает в ночь на пятницу. Характерно, что близкие к президенту народные депутаты выступали категорически против принятия данного закона, но тогда не нашли достаточных аргументов для большинства. По всей видимости, и Виктор Ющенко не является сторонником идеи «рубить сплеча» игорный бизнес, но эта позиция, учитывая сложную социально-политическую обстановку, нуждается в обосновании. В данном случае на решение президента могли повлиять результаты расследования причин пожара в Днепропетровске, приправленные лоббистскими вылазками представителей «азартного» рынка.
ТАК ВСЕ-ТАКИ ПОДЖОГ?
Наверняка г-ну Ющенко стало известно - у следствия появилась информация о том, что зал «Метро Джек Пот» все же был подожжен. А ведь закрытие салонов игровых автоматов и казино в правительстве обосновывали отсутствием возможностей для безопасного пребывания там посетителей. Как рассказывают источники в правоохранительных органах Днепропетровской области, сведения о том, что к поджогу может быть причастен молодой человек, страдающий наркотической зависимостью, поступили не от свидетелей и пострадавших, а «с другой стороны». Молодой человек пока не задержан, поскольку «проверяется информация как о нем, так и о возможных заказчиках поджога». То есть мотивы преступления следствию еще не ясны.
Впрочем, версия поджога не нова. Она является своего рода щитом ООО «Порыв», владеющего сетью «Метро Джек Пот», ведь ее сотрудников в настоящее время обвиняют в халатности, а один из них пребывает в днепропетровском СИЗО. Версия о поджоге салона этой ведущей международной компании - возможность защититься перед государством (и освободить из тюрьмы своего сотрудника - директора днепропетровского представительства ООО «Порыв» Константина Иванова) и другими игроками рынка, которые считают «Метро Джек Пот» косвенной причиной своих убытков. Все те же источники в правоохранительных органах утверждают, что в первые три дня расследования версия о поджоге не принималась во внимание и стала следствием заявления одного из народных депутатов. «В ночь на субботу (10 мая) нас подняли, как по тревоге, и сутки все подразделения рыли землю, раскапывая эту информацию. Ничего не выкопали», - говорит один из сотрудников УМВД в Днепропетровской области. До последнего времени версия о поджоге основывалась на пояснениях свидетелей происшедшего Владимира Высоцкого и Сергея Гаганова. Первый утверждал, что перед пожаром слышал хлопок, а затем запах, похожий на запах спирта, а второй - что видел, как сидевший у загоревшегося автомата молодой человек подбрасывал в воздух зажигалку и она несколько раз падала на пол. Правда, в милиции к их показаниям серьезно не относились, но версию продолжали разрабатывать.
ДОВОДЫ В ПОЛЬЗУ ХАЛАТНОСТИ
Несмотря на это, «рабочей» причиной пожара в Днепропетровске является нарушение правил пожарной безопасности. Она обосновывается показаниями жильцов дома, на первом этаже которого находился зал «Метро Джек Пот», заявляющих, что в доме часто пропадали электричество и газ, поскольку в зале не использовались автономные средства электропитания. Кроме этого, по предварительным данным, сеть «Метро Джек Пот» нарушала правила эксплуатации помещения, а количество размещенных игровых автоматов превышало установленные нормы. Между тем, эту версию ООО «Порыв» активно пытается разбить с помощью пиар-технологий, которые разрабатываются при участии московских специалистов. Так, компания создала собственную комиссию по расследованию пожара, установившую, что его причиной не было короткое замыкание. Заместитель генерального директора ООО «Порыв» заявил журналистам, что «внутри игровых автоматов, даже в тех, которые были расположены в зоне огня, отсутствуют следы горения, а деревянные тумбы, на которых содержатся эти устройства, вообще не загорелись». По его словам, автоматические выключатели защиты электросети салона находились в рабочем состоянии, и ни один из них не выключился.
Впрочем, заявления компании пока не нашли отклика со стороны правоохранительных органах, но все же арест Константина Иванова давался им нелегко. Чтобы собрать адекватные для ареста доказательства, следствию потребовалось более двух недель, и все это время суд продлевал задержание г-на Иванова.
В правоохранительных органах считают, что важным аргументом в пользу той или иной версии относительно причин пожара может стать экспертиза загоревшегося игрового автомата. Она производится в Харьковском научно-исследовательском институте Министерства внутренних дел. Правда, в Днепропетровске известны примеры, когда уходившие на экспертизу в Харьков предметы фактически канули в Лету. До сих пор город дожидается итогов экспертизы остатков лодки, в результате взрыва которой погиб известный днепропетровский ресторатор Леонид Котляр. Наверняка специалисты института с особой «тщательностью» проверят автомат, ведь от этого, быть может, зависит исход борьбы за контроль над весьма доходной отраслью экономики.