Кто такой Пол Манафорт
Пол Манафорт - 69-летний американский политконсультант и лоббист. В США был советником республиканцев Джеральда Форда, Рональда Рейгана, Джорджа Буша и Боба Доула, а на президентских выборах 2016 года возглавлял кампанию Дональда Трампа. Среди клиентов Манафорта были политики из других стран, в том числе политики с неоднозначной репутацией из Украины, Филиппин, Конго, Анголы и др.
Сейчас Манафорт под следствием в США, одно из обвинений связано с возможным вмешательством России в выборы в США. Другое - с возможными налоговыми нарушениями в связи с работой Пола Манафорта в интересах Виктора Януковича. В рамках этих расследований американский спецпрокурор опубликовал целое "украинское досье" на Манафорта, где несколько страниц посвящены мэру Киева V.K. За этой аббревиатурой легко угадывается Виталий Кличко.
Секрет Полишинеля
Впервые о сотрудничестве Кличко с Манафортом в журнале НВ в июле 2015 года написал журналист Виктор Огиенко со ссылкой на неназванные источники в парламенте. У Кличко эту информацию, естественно, опровергли. Например, журналист писал, что фотосессия с полицейской фуражкой - идея американских политтехнологов.
В другой раз об американских советниках Кличко упоминала журналистка Мария Жартовская в "Украинской правде" осенью 2015 года. Правда, речь шла не о самом Манафорте, а о его бывшем подчиненном Сэме Паттоне. Якобы тот стал поллитехнологом Кличко по рекомендации Сергея Левочкина, бывшего руководителя АП.
Что нового мы узнали
Опубликованные в США документы - первое доказательство, что между командой Манафорта и командой Кличко существовал диалог задолго до того, как о нем написали журналисты. Анализ публичной риторики Кличко подтверждает, что мэр взял на вооружение некоторые советы американского консультанта.
Пакет документов включает в себя:
- письмо Пола Манафорта своему партнеру в Киеве Константину Килимнику от 24 мая 2014 года с перечнем приложений,
- письмо PJM (Манафорта) VK (Кличко) от 24 мая 2014 года о приоритетах работы нового мэра в первые 100 дней работы,
- коммуникационный план киевской власти с 20 мая по 28 июня, датированный 22 мая 2014 года.
- документ от 21 мая 2014 года, в котором описаны приоритеты первого месяца работы администрации VK (Кличко),
- документ без даты с описанием целей мэра VK (Кличко) на июнь,
- документ без даты с планом и обоснованием реформы органов киевской власти.
Как можно заметить, письма и документы датированы 20-ми числами мая 2014 года, незадолго до внеочередных выборов киевского городского головы. В материалах обсуждаются планы работы мэра на первые 100 дней в должности.
Манафорт предлагал строить коммуникационную кампанию Кличко на трех китах:
- Заставить киевскую власть снова работать.
- Принести в Киев экономическое развитие, создать новые, качественные рабочие места и улучшить жизнь горожан.
- Покончить с коррупцией на всех уровнях киевской власти.
Каждый пункт раскрывался в подпунктах. Например, первый пункт включал в себя освобождение мэрии от протестующих и, параллельно, начало проекта по переезду всех департаментов мэрии в современное офисное здание. Такое предложение озвучивалось в январе 2018 года. Также "снова работать" киевская власть должна была с национальными органами власти, чтобы в казну города поступали 100% подоходного налога вместо 50%. В ноябре 2014 года Виталий Кличко требовал прописать это положение в коалиционном соглашении парламентского большинства. Также в рекомендациях Манафорта говорилось о назначении глав районов мэром, а не президентом, и об аудите коммунальных предприятий. Такой аудит в самом деле был проведен.
Подобным образом расписаны и другие пункты. Например, третий "антикоррупционный" пункт предполагал создание муниципальной полиции под контролем мэра. В сентябре 2017 года киевский горсовет создал коммунальное предприятие "Муниципальная охрана".
Тактический коммуникационный план, построенный на "трех китах", был расписан с 20 мая по 28 июня и разделен на три фазы и отдельной на день выборов. Несколько дней накануне выборов (фаза 1), сам день выборов, первый месяц в должности (фаза 2) и остальные дни (фаза 3). Реализацией тактических задач должны были заниматься команды Манафорта и Кличко вместе. Например, в день выборов нужно было подготовить программную речь мэра, открыть пресс-центр, который бы работал ежедневно в первый месяц Кличко в должности, финализировать расписание мероприятий на первую неделю и т.д.
Нельзя сказать, что все предложенные Манафортом идеи были воплощены в жизнь, но некоторое влияние его идей на Кличко заметно. Сам Кличко в комментарии BBC сказал, что в предложениях Манафорта не было "ничего такого архинового, чего мы не знали".