ГоловнаПолітика

Гра другим номером

Харьковская городская избирательная комиссия обработала 100% протоколов по итогам выборов мэра. По результатам подсчетов Геннадий Кернес переизбрался с результатом 65,80% голосов. Второе место занял представитель «Самопомощи» Тарас Ситенко – 12,32%. На третьем – самовыдвиженец Юрий Сапронов с 5,08%.Далее идут Игорь Балута (4,86%), Александр Давтян (4,53%), Анатолий Родзинский (3,62%), Игорь Швайка (1,45%), один из Дартов Вейдеров (0,97%), Эдуард Ходос (0,64%), Анна Меркулова (0,55%) и Юрий Кроль (0,20%).

Фото: kharkov.dozor.ua
В Харьковский горсовет проходит четыре партии. Большинство получает «Відродження» с результатом около 54% голосов избирателей. На втором месте – партия «Об’єднання «Самопоміч», у которой около 12%. Блок Петра Порошенко «Солидарность» и «Наш край», «лицом» которого был экс-регионал Александр Фельдман, набрали примерно равное количество голосов: 6,76% и 6,72% соответственно.

Проценты, которые получил Кернес и его партия, при традиционно низкой явке избирателей неожиданностью не стали. В отличие от результатов «Самопомочі» и кандидата в мэры от этой партии Тараса Ситенко. Показав второй результат, «Самопоміч» станет самой крупной демократической проукраинской силой в горсовете (по предварительным данным, партия получит в горсовете до 15 мест).

«Этот результат был для нас прогнозируемый, хотя мы, безусловно, ожидали большего. То, что разочаровало, — это результат нашего политического оппонента, который получил достаточно серьезную поддержку населения. Для нас это печальная информация. Мы рассчитывали на то, что Геннадий Кернес и партия «Відродження» получат меньший результат», – прокомментировал итоги выборов народный депутат от «Самопомочі» Ярослав Маркевич.

Нардеп уверен, что одной из причин таких результатов стала низкая явка (около 45%, по данным городской избирательной комиссии). «Огромное количество людей не пришло на выборы, явка очень низкая. Мы не смогли достучаться до харьковчан и объяснить им, насколько это важно прийти на выборы», – сказал он.

Кандидат в мэры Тарас Ситенко связывает низкую явку с тем, что общество утратило доверие к местным советам и власти в общем. «Человек должен понимать, что его голос что-то значит, что он в состоянии влиять на политическую ситуацию, на будущее, на общественный выбор. Но если люди 25 лет ходят на выборы, а от этого во власти ничего не меняется – разве что фамилии – и власть не работает для народа, то на каждых выборах явка будет все меньше и меньше», – подчеркнул Ситенко.

Тарас Сітенко
Фото: newsroom.kh.ua
Тарас Сітенко

О необходимости повысить явку – а в особенности, явку молодежи – перед выборами говорили представители всех демократических сил, но в итоге решить эту задачу не удалось. В то же время Кернесу удалось «засверлить» в массовое сознание тезис о своей безальтернативности. В итоге, его электорат на избирательные участки пришел, а вот многие критически настроенные к действующему мэру горожане выборы проигнорировали, не увидев альтернативы.

Также проукраинские силы не смогли договориться выставить соперником действующему мэру единого кандидата (Тараса Ситенко поддержали ВО «Батькiвщина» и партия «Гражданская позиция» Анатолия Гриценко, другие партии выставили собственных кандидатов. При этом кандидат от Блока Порошенко Александр Давтян, которого областная власть во время представления назвала «единым кандидатом от демократических сил» в действительности поддержки от других политсил не получил. При этом, все попытки губернатора области Игоря Райнина создать видимость дискуссии о выдвижении единого кандидата напоминали в лучшем случае неуклюжую рекламу БПП. В худшем – желание хоть как-то замаскировать очевидный «договорняк» между властью и Кернесом.

О том, что команда президента в лице харьковского губернатора сыграла «договорной матч» с одиозным мэром, в Харькове не говорил только очень ленивый. Кернес и БПП поделили контроль над избирательными комиссиями (с очевидным преимуществом первого), в течение всей избирательной кампании власть старательно закрывала глаза на брутальное использование мэром административного ресурса и нарушения избирательного законодательства.

Да и ход кампании – в частности, поразительно вялая агитация Блока Порошенко, выставление кандидатом в мэры Александра Давтяна, который по всем опросам не имел достаточной поддержки горожан, – и результаты выборов, в принципе, подтверждают вероятный союз Кернеса и БПП.

Фото: glavnoe.ua

«Посредством партий-лилипутов в комиссии вводятся люди, длительный период сотрудничавшие с Партией регионов, что вкупе с «Відродженням» дает полноценный балансир для Блока Президента. Настолько полноценный, что оба этих игрока на харьковском поле начинают восприниматься одной командой, ставящей за цель поделить на паритетных условиях местные советы и заодно вышибить оттуда аутсайдеров и мелочевку. И если в конце октября на Харьковщине так и произойдет, то досужие разговоры о договорняках и ночных поездках Кернеса на Банковую придется считать не такими уже и конспирологическими», – писал на старте избирательной кампании известный харьковский журналист Александр Костенко.

Похоже, расчет Райнина и БПП был простым и бесхитростным: обеспечить посредством влияния на комиссии приличный результат для президентской партии, поделив власть в городе с Кернесом на двоих. Но «Солидарность», а также сателлитный Банковой «Наш край», получили не особо впечатляющий результат, получив на двоих меньше, чем одна «Самопоміч». «Відродження» Кернеса же набрало свыше 50% и способно самостоятельно сформировать большинство в горсовете – без голосов президентских проектов. Таким образом, губернатор и «вся президентская рать» оказались за бортом, тотально проиграв город своему ситуативному союзнику. Такая-вот «перезагрузка на местах», обещанная Петром Порошенко.

Хотя шанс пошатнуть позиции Геннадия Кернеса был: его оппоненты из демократического лагеря набрали в общей сложности более 30%, и, вероятно, участвуй в выборах единый кандидат, выборы городского головы в Харькове проходили бы в два тура.

Теперь же открытым остается вопрос – какие выводы по итогам выборов сделает центральная власть? Будет ли Киев и его представители в регионе вести диалог с партнерами по парламентской коалиции или по-прежнему будут играть в «договорняки» с Кернесом и «Відродженням»?

Фото: oporaua.org

Ведь шанс создать проукраинскую коалицию в Харькове до сих пор есть. «Самопоміч» вместе с БПП должны сформировать оппозиционную коалицию в горсовете. Тарас Ситенко как самый рейтинговый оппонент Кернеса должен возглавить ее в горсовете. А если действующий председатель Харьковской областной государственной госадминистрации Игорь Райнин снова вернется на работу в столицу (по имеющейся информации, давно обсуждается его переход на работу в Министерство социальной политики), президенту наверняка стоит предложить возглавить регион представителю союзникам по коалиции, получившими наибольшую поддержку жителей Харькова.

Политика «договорняков», возможно, и допустима в мирное время, но в нынешней ситуации внешней агрессии чревата катастрофическими последствиями. Власть собственными руками отдает город в руки промосковской политической силе во главе с человеком, ориентированным явно не на Украину. Что дальше? ХНР? Антиукраинский шабаш с мэром во главе? Или вялотекущее противостояние Кернеса с Киевом – с постоянными угрозами реализации сепаратистских сценариев? Вариантов много, но большинство – не особо оптимистичные.

LB.ua в соцмережах: