Путин – среднестатический советский человек, который ничего не сделал для того, чтобы стать президентом России. Я не буду сейчас подробно останавливаться на том, почему он оказался в президентском кресле, связано ли это было с волей Бориса Ельцина, решившего таким образом сохранить коррупционные капиталы и влияние собственного семейства, либо же на момент назначения Путина влияние Лубянки в российском руководстве достигло такого уровня, что она могла – разумеется, в сотрудничестве с “олигархами” – усадить в президентское кресло любого своего представителя. Об этом написаны уже десятки исследований, да и мне самому на протяжении последних десятилетий приходилось заниматься комментариями на эту тему.
Важно другое – и этот факт не сможет оспорить ни один, даже самый горячий поклонник Путина – сам он не сделал ничего, чтобы оказаться на посту президента России. Он никогда не занимался политической деятельностью, не создавал партий, не формулировал взглядов, не баллотировался в депутаты. Даже в чиновничьей вертикали он занимал весьма скромное положение, оказавшись в Москве исключительно в результате разгрома команды своего питерского благодетеля Анатолия Собчака его безжалостным заместителем Владимиром Яковлевым. Именно поэтому после избрания на президентский пост, которое произошло благодаря титаническим усилиям Бориса Березовского и семьи Ельцина, в сознании Путина произошло замещение, характерное для психологии любого самозванца. Он вообразил себя помазанником божьим (и, кстати, его прочувствованные слова о том, что он не мыслит себя без России, сказанные в Сочи – еще одно доказательство этого, хотя настоящий Путин – до президентства – великолепно чувствовал себя на службе в ГДР)
Но, возомнив себя помазанником, Путин сумел – опять-таки, благодаря отсутствию политической карьеры и личностного роста – сохранить в первозданной чистоте сознание среднестатистического советского человека. И в этом состоит его психологический феномен.
То, что говорит Путин, вы сможете услышать в любой “двушке” в московском, новосибирском или краснодарском многоэтажном доме. Этими мыслями подданые Путина делятся за просмотром телевизора и за пивом, если решат поговорить о политике. Все та же неуемная, несусветная, неизбывная зависть и ненависть, когда речь идет о Соединенных Штатах. Все то же сожаление о временах, когда Хрущев “стучал сапогом в ООН” (хотя на самом деле ничего подобного не было, это легендарный эпизод, но Путин, как и любой советский человек, в это верит) и “нас все опасались”. Все то же невежество, выдаваемое за образованность.
Вы не верите в то, что Путин и его советники не образованы? Тогда почитайте в речи Путина пассаж, посвященный Новороссии. О “регионе с центром в Новороссийске” – что сразу же должно создать у слушателей впечатление, что даже центр украинского востока находится в России. Да, конечно, центром Новороссийской губернии был Новороссийск – кто бы спорил. Именно так на протяжении 6 лет назывался Екатеринослав – то есть Днепропетровск, который стал центром губернии при императоре Павле, искоренявшим память о матери. При этом Путин упоминает в составе Новороссии Харьков, никогда не бывший частью ни одной Новороссийской губернии, Луганск и Донецк, входившие в ее состав только 6 лет. И я уверен, что это не манипуляция, а просто “образованщина”. Добавьте к этому абсолютное непонимание современного мира, искреннюю веру, что в его центре находится Россия (ну разве что перед иностранцами нужно скрывать это иногда) и уверенность, что “медведю можно все” – и “совок” готов.
Путин – весь в прошлом. В настоящем его не держит ничего, будущего он страшится и оно кажется ему бесконечной “цветной революцией”. Путин хочет туда, к сапогу и Хрущеву.
Разница между Путиным и среднестатистическим россиянином состоит только в том, что россиянин не имеет ничего, кроме квартиры в “хрущевке”, старой машины и сберкнижки, а Путин сказочно – как Крез – богат. Разница между Путиным и среднестатистическим россиянином в том, что тот ни за что не отвечает, а от Путина зависит судьба его сограждан и граждан тех стран, в которые он посылает своих наемных убийц в российских военных формах или без оных. Разница между Путиным и среднестатистическим россиянином в том, что тот нуждается в ответственных политиках, которые смогут изменить страну и его собственную жизнь, а у Путина – все в шоколаде, он ничего не хочет менять, ему нужно только, чтобы американцы его боялись, и за это он готов платить жизнями русских и украинцев.
И для того, чтобы понять, что этот президент с шеей, выверченной в советское прошлое, может довести Россию до полного краха, даже не обязательно читать сочинскую речь. Достаточно просто проследить за поступками Владимира Путина.