Евромайдан стоит уже почти месяц, за это время на нем изменилось около полдесятка лозунгов и требований, но пока, по сути, не удовлетворено ни одно из них. О том, есть ли еще влияние у Майдана и сможет ли он достигнуть каких-либо целей, поговорили на сегодняшнем эфире «Свободы слова».
Сначала о перспективах Евромайдана и о том, сможет ли он на что-то повлиять, поинтересовались у экспертов.
Евгений Магда: К сожалению, по состоянию на сегодня нет. Власть не замечает Майдан, оппозиция не знает, что с ним делать, а Майдан борется с собственной маргинализацией.
Янина Соколовская: оппозиция не пытается менять систему, она пытается изменить фамилии внутри ее. Не стоит забывать, что где два украинца, там три гетмана.
Кость Бондаренко: Чтобы менять систему, нужно понимать, в каком направлении ее менять. Потому что то, что пока озвучивалось на Майдане, было не целью, а средством.
Игорь Луценко: Майдан уже меняет систему. Если разделить на власть и оппозицию, то он влияет сейчас на оппозицию.
Сергей Таран: разница в том, что этот Майдан собрался не с помощью политики и не ради политиков. Но если этот Майдан начнут не замечать политики, то все существенно ухудшится.
Первым к центральному микрофону сегодня вышел нардеп от «Батькивщины» Сергей Соболев. Ведущий поинтересовался у него относительно Совета народного объединения «Майдан».
Однако оппозиционер завел свой разговор издалека.
«Будет ли Майдан фактором политических изменений в стране – это не корректный вопрос, он уже стал фактором влияния», - ответил он не совсем на поставленный вопрос.
Дальше политик начал рассказывать, как в Запорожье вернулся спецпоезд из киевского «Антимайдана» и два часа стоял на запасных путях – люди отказывались выходить, так как им не хотели платить за митинг. Чтобы решить конфликт, по словам Соболева, деньги таки подвезли.
Дальше политик начал рассказывать о частных случаях об избиений на Майдане в ночь на 30 ноября и необходимости наказать виновных сотрудников «Беркута».
После рекламной паузы Янина Сокловская спросила у Соболева, с какой целью оппозиция решила юридически узаконить Майдан – не с коммерческой ли? На что Соболев начал защищать цели оппозиции, заявляя, что никакой коммерческой цели они не преследуют.
Евгений Копатько, в свою очередь, поинтересовался у оппозиционера, поддерживает ли он снос памятника Ленину.
«Я за то, чтобы все памятники тех, кто отдавал приказы уничтожать людей, стояли в «Музее катов», - завил в ответ Соболев.
После него выступала нардеп от Партии регионов Елена Бондаренко.
Она попросила различать, какие акции являются мирными и не путать их с «мирными» захватами админзданий, провокациями и т.д.
«У нас говорят об избиении детей. Достоверно известно, что один из таких детей, там был восьмиклассник, это член неонацистской организации, который летом проходил курсы по деструктиву», - отметила также «регионалка».
Далее Бондаренко заявила, что «оппозиция обещает то, что ни одно правительство не выполнит». А власть «смогла в 2013 году удержать ситуацию».
«2013 год у для нас оказался очень сложным. Я лично не довольна его результатами. Мы начинали этот год из блокирования парламента и заканчиваем им. Парламентский кризис разрешить не удалось», - признала «регионалка».
Евгений Магда попросил Бондаренко оценить нынешний политический режим в Украине.
На что она заявила, что в демократической Европе также бывают разгоны мирных демонстрантов, наведя примеры подобных событий, а в Риме устанавливать палатки на улицах вообще запретили, в отличие от Киева.
У Бондаренко явно неожиданно для нее спросили о повышении цен на коммунальный транспорт в Киеве, мол, разве это же удержание ситуации и будут ли нарушением закона акции протеста против этого?
«Регионалка» же попросила дождаться 25 января, когда решение наберет силу, ведь пока «такое решение не приняли». При этом Бондаренко удалось угадать цену проезда в киевском метро – «видимо гривны две». Кроме того, она навела аргумент – цены на транспорт повышают не только в Украине.
После весьма жаркой дискуссии в студии к микрофону вышла нардеп от УДАРа Оксана Продан.
Она пояснила, почему ее партия ведет люстрационный список. По ее словам, это от того, что были избиты дети, студенты, солдаты-срочники, но виновных и уголовных дел до сих пор нет. Продан также добавила, что пошла 1 декабря под Администрацию президента решать сложившийся там конфликт, как только о нем узнала.
Вячеслав Пиховшек спросил у Продан, была ли согласована кандидатура лидера УДАРа Виталия Кличко как единого претендента на пост президента от оппозиции.
«Я точно знаю, что заявление Виталия Кличко было сделано тогда, когда в его адрес начали звучать заявления, что он не имеет права баллотироваться. Тогда он сказал, что имеет на это право и готов строить новую страну», - отметила она, добавив, что не знает о том, велись ли такие переговоры.
Бондаренко упрекнула Продан, что СА нанесло бы вред украинским производителям, в первую очередь, сельскохозяйственникам. Однако нардеп от УДАРа парировала, что представители с/х уже поддержали СА, назвав его влияние положительным.
Последним в этот вечер выступал коммунист Спиридон Килинкаров. У него ведущий поинтересовался, готова ли КПУ оказать поддержку программе реформ.
«Безусловно готова, и мы неоднократно озвучивали свою программу действий», - отметил он. Далее коммунист начал рассказывать о коррупции и зарплатах в конвертах.
«За 19 лет независимости мы отправили в отставку 19 правительств. Разве хоть одно правительство любил народ?», - задал риторический вопрос Килинкаров и далее начал критиковать и власть, и оппозицию.
«В этой ситуации первое, что нужно было сделать – предложить провести политическую реформу, перейти к парламентской форме правления», - заявил коммунист.
По мнению Килинкарова, Евромайдан не имеет влияния.
«Голос Майдана не был услышан ни властью, ни оппозицией», - отметил он.
Кроме того, политик уверен, что пока в парламенте присущ бизнес, никогда потребностями людей интересоваться не будут.
«Бизнес идет зарабатывать деньги, а не защищать социальную политику», - подчеркнул Килинкаров.
Коммунист признал, что «Николай Янович Азаров обманул своих избирателей, которых всю предвыборную кампанию уверял их, что Украина будет идти в Таможенный союз».
Завершили эфир традиционные комментарии экспертов.