Где-то так может выглядеть работа по созданию парламентского большинства после грядущих парламентских выборов. Никакого подкупа, никаких посулов и оплаты лояльности за наличные. Лишь чистый и ничем не замутненный страх оказаться клиентом Лукьяновского СИЗО за одно неправильное телодвижение.
Не так давно LB.ua писал, что главная цель власти на грядущих выборах – получение подконтрольного большинства (конституционного!) для внесения изменений в Конституцию и последующего избрания президента в парламенте.
Сие видится Банковой самым простым и наименее затратным способом воспроизвести себя во власти после окончания первого президентского срока Виктора Януковича. Не на всенародные выборы Виктору Федоровичу идти – в самом-то деле!
Пока что планируемое создание конституционного большинства в Верховной Раде седьмого созыва упирается в одну банальную, но пока непреодолимую проблему – в рейтинг ПР и ее сателлитов. Уровень неприятия партии власти растет, и, как показал опыт последних избирательных кампаний на местах, даже популярные и незамаранные личности моментально теряют рейтинг, становясь кандидатами от «регионалов». Гарантировать в таких условиях 300 лояльных депутатов вряд ли сможет даже признанный специалист по обеспечению правильных электоральных результатов Андрей Клюев, отвечающий во власти за выборы и работу с парламентом.
Вариант превратить выборы в мясорубку, используя «админресурс» даже не по полной – на 200% мощности – с задействованием в качестве избирательных штабов прокуратуры, СБУ, МВД, со снятием кандидатов от оппозиции по одному и «пачками», реализуем, но крайне сложен и затратен. Да и шуму много. (Что вовсе не означает, что на Банковой от него отказались).
А есть ли оное решение проблемы трехсот голосов?
Есть – простое и изощренное. 12 января 2012 года Виктор Янукович внес на рассмотрение парламента проект нового Уголовно-процессуального кодекса (УПК) Украины. Который, как говорит Виктор Янукович, должен «демонтировать старые, еще советские нормы репрессивного права в отношениях государства и гражданина, а также государства и бизнеса».
9 февраля парламент одобрил УПК в первом чтении.
Документ, который власть презентует как весьма прогрессивный, на самом деле содержит весьма неоднозначные нормы. В частности, прокуратура получает право процессуального управления над судебным следствием. То есть, прокуроры могут непосредственно давать указания следователям, как надо вести то или иное дело. По мнению главы подкомитета по вопросам парламентского контроля и законодательного обеспечения реформирования органов прокуратуры профильного Комитета ВРУ Юрия Прокопчука, таким образом, власть создает себе «карающий меч».
Впрочем, зная приверженность Банковой к радикальным методам обустройства государства (одна отмена политреформы чего стоит!) и склонности к «простым и элегантным» решениям, можно предположить, что одним усилением прокуратуры не обойдется.
Что помешает при рассмотрении во втором чтении изменить, например, статью 482 УПК, регламентирующую порядок задержания депутата ВР Украины и избрания ему меры пресечения? Сейчас она выглядит так: «Затримання судді, народного депутата України або обрання стосовно них запобіжного заходу у вигляді тримання під вартою чи домашнього арешту до ухвалення обвинувального вироку судом може бути здійснено лише за згодою Верховної Ради України». Но можно ведь написать иначе: «Про обраний щодо народного депутата України запобіжний захід відповідний прокурор або суд, що обрав запобіжний захід, повідомляють Верховну Раду України не пізніше наступного робочого дня з дня обрання запобіжного заходу».
Следующий шаг – внесение соответствующих изменений в Закон «О статусе народного депутата Украины» и Конституцию Украины.
И все – депутатская неприкосновенность ликвидирована. Президент торжественно объявляет, что закон один для всех, касты избранных больше нет. Народ, традиционно недолюбливающий (или, скажем честнее – ненавидящий) эту «продажную банду клоунов», по непонятным причинам именующихся законодателями, радуется и рукоплещет. Все довольны.
А дальше все просто. Как только станет понятно, что депутат будет прикосновенен, количество желающих получить депутатский мандат на выборах 2012 года уменьшится в разы. Особенно среди представителей крупного бизнеса, пока еще питающих надежды спрятаться от «донецких» под куполом ВР.
Те же, кто все-таки пойдет и сумеет просочиться в парламент мимо административных заслонов (или с их помощью), получив депутатский мандат, будут кроткими и послушными. Ибо он – мандат – больше не будет броней, защищающей от многих бед и невзгод. Так, фетиш, статусный аксессуар серьезного человека наподобие личного самолета или недвижимости в Лондоне.
Кстати, раньше «столпы ПР» грудью стояли за «неприкосновенность», справедливо полагая, что при любой власти должно существовать убежище, в котором можно переждать невзгоды, не прибегая к экстренной эвакуации в Монако. Что изменилось в умах элиты ПР? Или ее мнение больше никого не интересует?
Но хуже всего придется оппозиционерам. Это сейчас можно в Раде бузить, спорить с бойцами «Беркута» или палатки свои ставить где угодно. Снимут неприкосновенность – и противникам режима придется взвешивать каждое слово и каждый взмах руки. Не приноровятся – будут выступать в СИЗО. Перед своими же коллегами по парламенту.
Пока это всего лишь мрачный прогноз. Который – искренне на это надеюсь – не станет реальностью. Хотя кто его знает. Год назад перспектива «посадки» Тимошенко тоже казалась фантастикой...