В ряды делегатов, следует отметить, затесались и те, кто ни к местному самоуправлению, ни к членству в бело-голубой политсиле не имел никакого отношения (максимум – ко фракции ПР).
Конкретно – «тушки».
Первым Lb.ua заметил сновавшего по двору господина Сигала (его тучную фигуру вообще сложно не заметить). За ним – одиозного Антона Яценко. Следом в зал гордо прошествовал Богдан Губский.
- Вы здесь что делаете? - настигла я бывшего соратника Тимошенко.
- Я? Ну, э-э-э, меня пригласили, я и пришел, - растягивая слова, заявил Губский и полез во внутренний карман пиджака – за пригласительным, который намеревался предъявить в качестве доказательства своей добропорядочности.
Уже в зале он встретился с экс-соратником по своей бывшей фракции Николаем Баграевым.
- Вы разве депутат от «регионов»? – уточнил Lb.ua
- Я – член фракции ПР, - не растерялся человек, которому Тимошенко – до недавнего времени - была обязана самыми красочными политическими съездами, концертами, промо-турами.
- Однако, не член партии!
- Нет, - Баграев несколько стушевался.
- Вам не стыдно? Вот, честно признайтесь: не стыдно?
Подобного он, очевидно, не ожидал, потому ничего кроме «все будет хорошо», изречь не смог.
Если для «тушек» депутатский форум стал своеобразным «боевым крещением», значит – днем важным и значимым, о «титульных регионалах» подобного не скажешь. Первые лица партии в МВЦ замечены не были. Виктора Януковича, по официальной версии, скосила температура. Ахметов отсутствовал. Пояснить причины отсутствия было некому, поскольку Колесников – едва вышедший на работу после болезни – тоже отсутствовал.
- Форум мав видвидаты наш Прэзидент Виктар Федарович Янукович. На привеликий жаль, он захворел, у него очень высокая темпэратура и он не смог прибыть на зустрич с нами, - сокрушенно отметил Премьер, анонсируя приветственное слово от Президента в исполнении главы АП Левочкина.
Кроме Азарова с Левочкиным в эллипсовидном президиуме наличествовали также Ефремов, Рыбак, Симоненко. Литвин надолго не задержался – торопился на парламентские слушания.
- Поздравляя вас с этим непревзойденным в истории Украины событием, - начал Владимир Михайлович сеанс очередного публичного лизоблюдства. Видимо, грустная участь Леонида Кучмы его взволновала и он усиленно старался. Оттого – волновался, озвучивая, порою, полную чепуху.
Как то:
- Прошел год, закончилась примерка к реформам…
При том, что реформы, по словам его старших товарищей, в стране давно идут полным ходом. Просто, видимо, этого не замечает не только страна, но и Владимир Михайлович.
- Тут присутствуют люди, ответственные за страну. Кто-то говорит о монополизации власти, но я скажу о концентрации ответственности.
Дальше Владимира Михайловича, что называется, понесло:
- Важно, чтоб вы не забывали о партнерах. Я говорю, в частности, о Народной партии, которую я представляю. …До пяти процентов членов НП сегодня достойно представляют ПР в советах разных уровней, - не стыдясь перебежчиков, выдал спикер. То, что у других называется презрительным словом «тушка», в его партии – геройство.
Отработав «разогрев», Литвин убыл в расположение парламентской части. Его место за трибуной заступил Азаров. Во избежание казусов, Николай Янович предпочел говорить по-русски. Выступление единоличного премьера и лидера партии стало дивной помесью отчета о достигнутых экономических показателях с профилактической выволочкой не слишком активным соратникам. Длилось все это, в общей сложности, больше часа.
- Мы приступили к проведению масштабных реформ, масштаб и темп которых сравним, разве что, с восстановлением послевоенной Германии, - докладывал Николай Янович, напрочь опровергая сказанное давеча Литвиным, - Наш путь не устлан розами и мы должны быть к этому готовы, - прочел заготовленный пассаж.
Зал понимающе зааплодировал.
- ПР должна стать авангардом президентских реформ. Главный инструмент в вашей работе – постоянный диалог с гражданским обществом. Давно замечено: если мы молчим – говорят наши оппоненты. Так, что, мы и дальше позволим обманывать людей? – почувствовав уверенность, Азаров оторвался от конспекта, - Вот, тут недавно социологию обнародовали. Не знаю, насколько верить, но тем не менее. 50% опрошенных считают, что Украина движется в неправильном направлении. Год назад, в разгар кризиса, на аналогичный вопрос люди отвечали так же, может, чуть больше процент был. Так, о чем это говорит?
Николай Янович обвел грозным взглядом присутствующих. Присутствующие молчали.
- Есть альтернатива пенсионной реформе или нет? Как думаете?
Присутствующие молчали.
- Чего молчим?
Присутствующие молчали. Николай Янович распалился:
- Кому она нужна, эта пенсионная реформа?! Президенту?! Премьеру? Может, депутатам? То, что вы молчите – показатель того, что даже в этом зале нет уверенности в необходимости проведения реформ.
Но присутствующие по-прежнему молчали. Партер демонстративно ежился. Особо совестливые глубже погружали носы в цветные брошюры, розданные делегатам. «Партия регионов, 2010-2015» гласили обложки.
Тем временем, выступавший перешел к делу:
- В центральном аппарате партии мы приняли решение создавать на местах тематические партийные проекты.
Публика оживилась.
- Да, чтоб люди чувствовали: пришла их власть! Тут Владимир Михайлович говорил, его партия – народная. Так ПР тоже должна стать народной партией! – заявил Николай Янович, не уточнив, какой партией ПР была до настоящего момента.
Дальше – больше.
- Давайте перестанем хамить людям, когда они обращаются в органы власти. Нужно уходить от совка, когда в каждом таком человеке мы видим помеху работе органов власти. Нет, надо в нем, в этом человеке, видеть хозяина ситуации. Это он нас нанял на работу, а не мы его.
И хотя в программе «Украина для людей» пункт под названием «давайте перестанем хамить людям» не записан, возражать никто не осмелился.
Кстати, мало кто знает, изначально программа называлась «Украина для человека». Но ближайшие соратники Виктора Федоровича резонно возразили: «оппоненты скажут: мы знаем, как зовут этого человека». Теперь оппоненты говорят: мы знаем, как зовут этих людей.
Призывом «уйти от совка» Николай Янович свой спич закончил. Но, войдя во вкус, продолжал командовать парадом. Короткие паузы заполнял лишь Владимир Рыбак, объявлявший выступающих своей фирменной интонацией «Брежнев и еще раз Брежнев».
- Вот, к нам из Луганска учителя приехали, требовать достойную зарплату. Скажите, а что вы на месте сделали, чтоб решить их вопрос, - обратился Премьер к молодому управленцу из Кировограда, спешившему к трибуне метровыми прыжками.
Услышав вопрос, товарищ из Кировограда замер. Очнувшись – принялся плести что-то невнятное.
- Нет, все-таки, почему учителя поехали в Киев? – не унимался Азаров.
- Всегда, в каждом коллективе, есть люди, которые хотят куда-то ехать, что-то пикетировать. Да, активные такие люди. Решили, значит, выразить свою позицию, - выпалил чиновник, которого пять минут тому назад сам лидер партии призывал не хамить людям.
Довольно комичной получилась увертюра и к следующему выступлению.
- Валентина Тарасовна, вот, перед вами Премьер сидит, все министры, скажите, что мы сделали не так, - попросил Азаров волынскую активистку.
Бедняга растерялась – экспромт явно не вписывался в рамки ее тщательно отрепетированного выступления.
- Просто громада не розуміє, що кроки Президента правильні, - созналась чистосердечно. Как выяснилось позже, причина недостаточной эффективности местных руководителей – в скромности их жалований. «Средняя температура по больнице – 1400 гривен. Достаточно уже «поставив на вид», повоспитывав и повычитывав, Азаров сменил гнев на милость – поспросил Тихонова разобраться.
Мероприятие, задумывавшееся как торжество демократии в части местного самоуправления, завершилось зачитыванием декларативной резолюции. Наиболее рационального предложения – самоликвидироваться, так и не последовало.
Зачем местным руководителям самоликвидироваться? Чтоб не путаться под ногами у центральной власти. Де-факто лишившей периферийных руководителей львиной доли всех, ранее имевшихся у них обширных полномочий. Видимо, в процессе переименования программы из «Украина для человека» в «Украина для людей», норма о децентрализации власти, усилении местного самоуправления, куда-то затерялась, но народ этого не заметил – продолжает мыслить инерционно.