Как известно, 15 марта Верховная Рада Украины приняла во втором чтении проект закона "Об основах предотвращения и противодействия коррупции в Украине", внесенный Президентом Виктором Януковичем.
В то же время статьи №1, №11, №12 и заключительные положения депутаты отправили на повторное второе чтение.
Так статья №1 касается определения терминов в законе, статья №11 – специальной проверки лиц, претендующих на занятие должностей, связанных с выполнением функций государства или местного самоуправления, статья №12 – финансового контроля.
Так, кандидат юридических наук, доцент Национальной юридической академии имени Ярослава Мудрого Василий Белоус уверен, что "наиболее принципиальные и действенные нормы как раз и не были проголосованы, их отправили на доработку".
"Те инструменты, которые закладывались для борьбы с преступностью, приняты не были. Так, статья 1 должна была содержать определение, раздел, предусматривающий порядок проверки для соискателей должностей в государственных органах, и финмониторинг расходов. Эти все пункты, принципиально важные для борьбы с коррупцией, были отправлены на доработку, то есть, сейчас инструментов как не было, так и нет", - считает эксперт.
"С 1 января 2011 года коррупции в Украине нет, поскольку нет ее определения в законодательстве. Поэтому можно сказать, что появилась купированная норма, квазиконструкция. Но ведь "а судьи кто"? Кто принимал этот закон? Те, у кого руки по локоть в этом деле. Они не готовы переписывать правила игры, чтобы это было в наших интересах, они пишут все под себя", - уверен Белоус.
В то же время, народный депутат, представитель Президента в Верховной Раде Юрий Мирошниченко считает закон "революционным". "Этот закон революционный, потому что мы вводим вопрос конфликта интересов, систему ответственности, отчетности доходов и расходов. Мы дебатируем уже не о самом чиновнике, а о его родственниках и близких. Ввод единого реестра, проверка на коррупционную составляющую законодательных инициатив, которые принимаются, - это целый ряд предохранителей. Любое коррупционное явление будет, как минимум, ограничено", - уверен Мирошниченко.
По его словам, закон будет регламентировать деятельность не только самих чиновников, но и их родственников. "Мы все знаем, что у нас чиновники часто как церковные мыши – они попрошайки, у них ничего нет, но у них есть очень состоятельные тещи, мамы и т.д. Если мы не введем тотальный контроль за доходами и расходами близких родственников чиновников, ничего в этой стране в борьбе с коррупцией не сдвинется с мертвой точки. И у нас в дальнейшем будут чиновники иметь 1000 грн., а приезжать на работу будут на "мерседесах", "лексусах" и будут говорить, что это моей мамы машина, а мама вся жизнь работала в сельской школе…", - заявил депутат.
Также Мирошниченко считает одним из важных вопросов, предусмотренных в законе, является то, что фискальные органы должны контролировать, каким образом чиновники тратят деньги. "Я считаю, если мы разрушим взяточничество, государство укрепится и возродится", - заключил он.
Народный депутат от НУНС, глава парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Гриценко уверен, что антикоррупционый проект Януковича имеет позитивные элементы, но не содержит главного и проблему коррупции не решит. Он также считает, что отсутствие системного антикоррупционного законодательства в Украине – это сознательная позиция Президента. Гриценко напомнил, что именно по инициативе команды Януковича был отменен антикоррупционный пакет, зато внесен один законопроект, в котором нет нормы об обязательном декларировании расходов семьи чиновника.
"После принятия закона чиновник на бумаге будет выглядеть бедным человеком, а его семья, благодаря властным полномочиям и взяткам, будет обогащаться – жена, брат, сват, кум... На них регистрируют предприятия и банки, имения и земли, самолеты и яхты", - сказал он.
Заключение Конституционного суда относительно того, что декларирование членами семьи чиновника своих расходов нарушает их права, Гриценко назвал маразмом: "Во Франции, Германии, Польше, Чехии, Соединенных Штатах это не является ограничением прав, а в Украине почему-то есть. Это еще раз подтверждает две очевидных вещи: во-первых, бороться с коррупцией Януковича не будет; во-вторых, Конституционного суда в Украине нет".
По мнению Гриценко, в президентском законопроекте предвидены слишком слабые наказания за коррупцию: "Там, где надо было прописать уголовную ответственность, Янукович предлагает ограничиться административными штрафами. Взятки чиновникам достигают сотен тысяч и даже миллионов долларов, поэтому откупиться в суде и заплатить 700-800 гривен штрафа - не проблема. Над чиновником должен висеть, как дамоклов меч, страх – попасть за решетку, без права амнистии и с конфискацией имущества. А штрафы его не пугают".