Но четырехчасовое общение Виктора Януковича "со страной" на всех телеканалах оказалось настолько серьезным конкурентом программам Шустера и Киселева, что те их части, которые касалась политической и экономической тем, смотрелись очень бледненько.
Хотя бы потому, что президент умудрился охватить куда более широкий спектр вопросов. А гости передач, среди которых были все те же лица (а некоторые, как обычно, засветились в обоих эфирах), столкнулись с той же проблемой, что и в первом выпуске "РесПублики" с Анной Безулык на "5 канале" - им просто нечего сказать нового друг другу.
Первый час "Шустер Live" полностью отвели под события в Ливии. Обсуждали конкретную проблему: появилась информация, что Украина не прилагает усилий для эвакуации своих граждан.
Но присутствующий в студии руководитель департамента информационной политики МИД Украины Олег Волошин озвучил альтернативную версию.
"Большинство украинцев – врачи, которым повысили зарплату и сказали: если уедете, можете не возвращаться, никаких контрактов не будет. Сейчас стоит самолет в Триполи, где с 200 посадочных мест зарегистрировано 50 желающих", - рассказал он.
Его слова подтвердила украинка Маргарита Николенко, которая вернулась с Ливии. По ее словам, много украинцев остается в Ливии добровольно. «Мы приехали в аэропорт и увидели много местных, которые хотят выехать. А наши остаются, говорят: у нас здесь работа, машина», - рассказала она.
После этого разговор еще долго крутился вокруг сугубо ливийской проблемы. Но к концу первого часа за фамилией Каддафи и названиями ливийских городов в словах гостей все более отчетливо просматривались украинские реалии. Окончательный переход к нашим проблемам произошел после интересной реплики Инны Богословской. Если предыдущие гости примеряли ливийские одежки на Украину, то из высказываний депутата получалось, что Ливия - это Россия, а мы - почти Италия, которая может остаться без газа из-за нестабильности в североафриканской стране.
После этого гости с радостью набросились на представителей власти и тема обсуждения медленно сползала в плоскость "вы во всем виноваты". Точкой отсчета стала перепалка Инны Богословской с Александром Третьяковым. Последний, в статусе оппозиционера, стал упрекать ее, как представителя власти, в тех или иных ущемлениях и нарушениях. На что Богословская стала допрашивать его: почему продал свой медиахолдинг?
"А в чем дело? Это же бизнес", - удивился Савик Шустер.
"Вот и развивал бы свободу слова!", - давила Богословская. Третьяков загрустил.
"У меня не было средств, чтобы его содержать", - стал оправдываться он.
Следующей темой программы стало обсуждение первой годовщины президентства Януковича. Были показаны отдельные моменты из пресс-конференции президента. Ее соорганизаторы рассказали о задаваемых вопросов.
"90% болезненных вопросов были челобитными прошениями к царю – решите наши проблемы. Здесь видно проблему общества: несмотря на циничный обман власти, наивная вера в царя. Здесь есть много над чем работать", - рассказал главный редактор УНИАН Александр Харченко.
В свою очередь генеральный директор ИА "Интерфакс-Украина" Александр Мартыненко очертил главные вопросы к гаранту: жилье, увеличение пенсионного возраста и появление рабочих мест для молодежи, запрет использования ветеринарами кетамина.
Петр Мага поинтересовался - а где вопросы по Межигорью и вертолету?
"Был и вопрос относительно Межигорья, и вертолета, и "сколько вам заплатить, чтобы вы все улетели", но их было относительно мало", - рассказал он, уточнив, что политических вопросов вообще было мало.
В студию подтянулись замглавы Администрации президента Анна Герман, глава Совета Нацбанка Петр Порошенко, представитель президента в Раде Юрий Мирошниченко, теневой премьер Сергей Соболев.
Перед выступлением Порошенко ведущий дал возможность присутствующим в студии зрителям высказаться по 30 секунд у микрофона.
После чего Порошенко стал подводить свои итоги первого года президентства. Его выступление содержало прежние его оценки нынешней власти - положительные и отрицательные моменты.
В конце он критически помянул Налоговый кодекс, на что ему возразил уволенный с поста главы Госкомпредпринимательства Михаил Бродский. Завязался непродолжительный спор.
Порошенко вспомнил о гречке. На что журналист Виталий Портников отметил, что благодаря Януковичу молодые люди смогли увидеть, что такое СССР - крупу стали продавать по несколько кг в одни руки.
Выступление Анны Герман носило умиротворительный характер. Она радовалась тому, что в стране присутствует критика власти. Назвала фамилии тех, кого она считает властью. Порадовалась за уровень подготовки президента, посетовала на местных чиновников, которые могли "перестараться" при подготовке к пресс-конференции.
Из присутствующих в студии политиков ее главным оппонентов стал экс-гуманитарный вице-премьер Вячеслав Кириленко, "бивший" по языковому вопросу. В частности, он поинтересовался судьбой министра образования Дмитрия Табачника в свете рекомендации Виктора Януковича одесситам - учить украинский язык. "Уволят?", - спросил Кириленко.
Анна Герман попросила зрителей в студии поднять руки, если они знают еще один язык, кроме русского и украинского. Подняли почти все молодые люди.
"Видите? Нет смысла зацикливаться на одном языке", - с улыбкой ответила Анна Герман.
Замглавы АП после перерыва не стала задерживаться в студии. Ведущий сообщил, что ей стало плохо.
Завершали тему - примкнувший к гостям в студии экс-министр финансов Виктор Пинзеник и теневой министр Сергей Соболев.
Программа на этот раз закончилась ровно в полночь. В самом конце состоялась очередная жеребьевка в рамках национального отбора на конкурс "Евровидение".
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ У КИСЕЛЕВА...
"Большая политика" началась наоборот - с итогов первого года президентства Януковича. На нее успели приехать от Шустера Инна Богословская и политолог Вадим Карасев.
Кстати, в программе отсутствовала рубрика "Очень важная персона". Вероятно, потому что более важной персоны в этот день, чем Янукович утром, на телевидении было сложно найти.
Администрацию президента представляла первый зам ее главы Ирина Акимова. За оппозицию отдувалась Наталья Королевская. Сначала в режиме блиц-опроса высказались все присутствующие в студии гости.
А затем основные спикеры стали дискутировать.
Те, кто переключился на "Интер" с Первого национального ("Большая политика" теперь выходит на 2,5 часа позже "Шустер Live") вряд ли услышали что-либо новое.
Матвей Ганапольский "из машины" немножко оживил беседу, обрушившись с критикой тех, кто критиковал Януковича. Ирине Акимовой это понравилось, она даже похвалила его в завуалированной форме. Впрочем, критику Ганапольского нельзя было назвать комплиментом власти.
Второй, и на этот раз последней, темой программы стали ...события в Ливии. С теми же лицами - Олегом Волошиным, который в паре с Маргаритой Николенко переехал с УТ-1.
В самом начале гости в студии веселились с того, что для обсуждения ситуации в Ливии пригласили вице-президента Национальной телекомпании Валида Арфуша - ливанца по происхождению.
"Это хорошо, что вы понимаете разницу между Ливаном и Ливией", - с улыбкой сказал Арфуш Киселеву.
"Да, это две большие разницы", - кивал головой Киселев, знаток персидского языка.
Волошин и Николаенко повторили почти дословно то, что сказали у Шустера. Леонид Кожара, депутат и бывший куратор внешней политики в администрации Леонида Кучмы, говорил о внешнеполитических аспектах североафриканских событий.
Художник Сергей Поярков поразил присутствующих тем, что намотал на голову шарф и стал изображать Муаммара Каддафи, который высмеивал ...украинский язык премьера Азарова.
"Как в анекдоте - потерялся попугай. Нашедшему на заметку - я не разделяю его политические взгляды", - поспешил заявить Киселев.
Главным отличием обсуждения ситуации в Ливии на "Интере" стало присутствие экс-главы Укрспецэкспорта Сергея Бондарчука, с которым попытались обсудить вопрос поставок вооружений в Северную Африку. Но долго говорить ему не дали.
Со временем все внимание на себе удалось сосредоточить Матвею Ганапольскому. На нем программа и закончилась.