Юрист Виктор Довгань представил на их суд документ из 17-и статей. Речь идет о коротком тексте из 17-и статей. В них в довольно общих чертах описываются функции и полномочия омбудсмена в сфере финансовых услуг, процедура разрешения споров.
Омбудсмен (от шведского «представитель») – это альтернатива суду. Его главная функция – рассматривать жалобы потребителей финуслуг. Если обманутый вкладчик не захочет или не сможет судиться с банком, то он обратится к финансовому омбудсмену. Предполагается, что для жалобщика услуги представителя будут бесплатными.
Сегодня в Украине существует только один омбудсмен – по правам человека. Хотя во многих странах мира работают омбудсмены с, так сказать, узкой специализацией. Например, защищают права человека на доступ к публичной информации.
Разработчиков и заказчиков законопроекта также волнует доверие к финансовому рынку. «Одна из наших целей – повышение доверия к рынку финансовых услуг», - пояснил директор аналитического центра Голубой ленты программы развития ООН Марчин Свенчицки. Именно ООН софинансирует и выполняет проект внедрения такой службы. Другой спонсор проекта – Евросоюз.
За рамками документа остался ряд вопросов, ответы на которые крайне важны.
Кто будет назначать финансового омбудсмена? В ходе дискуссии высказывалось мнение, что назначать представителя может министерство или даже рынок финуслуг. Будет ли независим такой омбудсмен? Например, уполномоченного по правам человека назначает Верховная Рада.
Кто будет платить финансовому омбудсмену? Если, опять же, это будет строка в бюджете исполнительного органа власти или платить будут банкиры и страховщики, то при чем тут независимость и защита прав потребителей? Разве может человек, получающий зарплату из рук банкира, с этим же банкиром ссориться?
Кто сможет обращаться к финансовому омбудсмену? Юрист Виктор Довгань предложил ввести ограничение для жалобщиков. Если твой вопрос не стоит, к примеру, $10 тыс., то обратиться к финансовому омбудсмену ты не сможешь. «В Европе такой порог 100 тыс. евро, в России – от 300 тыс. рублей», - пояснил юрист. Но разве такое ограничение поможет решить проблемы потребителей финансовых услуг? Разве оно не делает работу такого представителя бессмысленной?
Какой вес будут иметь решения омбудсмена? Может также оказаться, что решения представителя не будут обязательными для финансовых компаний. Но не будет ли такой омбудсмен просто теплым местечком для ветеранов финансового рынка? От ответов на эти вопросы будет зависеть, кого защитит финансовый бизнесмен – потребителей финуслуг или в очередной раз банкиров и страховщиков.
lb.ua также просит своих читателей поделиться собственным опытом — были ли у вас проблемы в отношениях с финансовыми структурами — банками, кредитными союзами, страховыми компаниями, ломбардами, инвестиционными фондами и чем это закончилось. Свои истории пишите присылайте на [email protected].