«Европейский рынок почти в четыре раза превосходит по размеру рынок Таможенного союза, в котором состоят Россия, Казахстан и Беларусь. Потребительский потенциал ВВП на душу населения в Европе намного больше, чем в России не говоря уже о Казахстане или Беларуси. Поэтому, если Украина хочет определить свою торговую политику для лучшего доступа к рынкам, где показатели потребления самые высокие, она должна двигаться к западу и смотреть на Европу, потому что именно здесь для нее лежит потенциал увеличения объемов продаж и экспорта. Это объясняется тем, что инвестиционный потенциал в Европе намного выше, чем в России, Беларуси и Казахстане», - сказал он.
Эксперт также отметил, что есть несколько других вопросов, которые не менее важны. «Один из них - что произойдет с существующей торговлей и, в частности, с существующим экспортом из Украины в Россию, Казахстан или Беларусь, если Украина сохранит свои позиции вне Таможенного союза, и если эти страны серьезно отнесутся к внедрению правильного таможенного союза. То, что они создали на данный момент, не особо подходит под понятие таможенного союза, но, если они серьезно отнесутся к тому чтобы это сделать, есть теоретическая возможность того, что какая-то часть существующего сегодня экспорта из Украины в Россию пострадает из-за того, что придется соответствовать существующей тарифной линии, которой экспортеры-конкуренты из Беларуси из Казахстана не соответствуют», - считает Фредрик Эриксон.
Он также заметил, что очевидным юридическим осложнением при рассмотрении возможности заключения Украиной Таможенного союза с Россией, Казахстаном и Беларусью является то, что Украина является единственным из этих четырех стран членом Всемирной торговой организации. «Это значит, что она подчиняется правилам и ограничениям ВТО относительно того, в какие таможенные союзы она может вступать как член ВТО. Это существующая сегодня проблема, но это может измениться в будущем, если Россия, Казахстан и Беларусь вступят в ВТО, что откроет новые возможности для Украины легально создавать торговые коалиции с другими странами. Я знаю, что и в Украине высказывалось мнение: да, это возможно неправовая ситуация, но, возможно, мы можем вступить в такой таможенный союз с этими странами без всяких рисков, и нет никакого риска, что по этой причине в ВТО могут возникнуть споры. Или, возможно, причина в том, что другие страны-члены ВТО не имеют достаточной мотивации для того, чтобы подавать на Украину в суд. Я думаю, те, кто высказывают подобное мнение, обманывают сами себя. Если они оглянутся и вспомнят случаи разрешения споров в ВТО, они, несомненно, увидят, что вопросы, связанные с таможенными союзами – это серьезный вопрос для других стран-членов ВТО. И это серьезный вопрос, поскольку, если вы создаете таможенный союз, вы должны быть на 100% уверенны в том, что те же, правила, типы, таможенные процедуры, которые существуют в одной стране, должны также существовать в других странах. И это, очевидно, проблема для сегодняшнего Таможенного союза между Россией, Казахстаном и Беларусью, поскольку у них нет одинакового применения базовых торговых правил и практик внутри своего таможенного союза», - считает Фредрик Эриксон.