ГоловнаПолітика

Путинский парадокс

1сентября 2009 года, день 70-й годовщины начала Второй мировой войны, российский премьер Владимир Путин встретит в Гданьске, городе, с которого начинались самые кровавые события в современной истории. Пожалуй, это наиболее парадоксальный визит в политической карьере Путина.

В сентябре 1939 года на Польшу было совершено нападение с двух сторон: с запада наступали немецкие войска, с востока – советские. Неожиданностью это было только для окружающего мира: агрессоры действовали в соответствии с ранее заключенным секретным договором.

От граждан Советского Союза этот факт скрывали на протяжении многих десятилетий. Даже Михаил Горбачев, к которому «по наследству» перешла секретная папка с наиболее важными документами советского периода, не счел нужным поделиться подлинником протоколов Молотова-Риббентроппа со специальной комиссией, созданной депутатским съездом. И все же именно в годы перестройки историю Второй мировой войны стали переосмысливать. И понимать, что в первый ее период Советский Союз был не просто страной, наблюдавшей за сражением между Рейхом и союзниками, а государством, делившим мир по соглашению с фюрером. Именно на признании этого факта Госсовет СССР, кстати, базировал свое признание независимости стран Балтии – как государств оккупированных, а не добровольно присоединившихся к Советскому Союзу…

Но в путинские годы учебники истории вновь стали переписывать. Теперь уже совсем по-новому. Если в коммунистические времена правду скрывали, то теперь ее интерпретируют. Никто и не собирается отрицать факта наличия секретных протоколов: российская пропаганда просто оправдывает необходимость их подписания тем, что Советскому Союзу необходимо было обеспечить свою безопасность. Примерно так же после войны оправдывали подписание самого Акта о ненападении 1939 года – великий Сталин просто оттянул сроки нападения Гитлера, страна подготовилась к агрессии…Те, кто в первые месяцы после июня 1941-го был вынужден обороняться от современной армии без снарядов, пулеметов, танков, самолетов, по большей части были в могилах. Те, кто выжил, вынуждены были молчать. А сейчас свидетелей происходившего еще меньше, так что можно уверенно утверждать, что секретные протоколы заключали все, что на самом деле это не Гитлер и Сталин решили уничтожить Польшу, а Гитлер и Пилсудский хотели оторвать от Советского Союза Украину – чувствуете параллель с современностью? Один из российских военных историков на сайте Министерства обороны страны прямо обвинил Польшу в…развязывании Второй мировой войны, так как польское руководство, по его мнению, провоцировало Гитлера. Словом, создается совершенно новая общественная психология – психология культивирования аморальности. То, что казалось дурной болезнью даже при большевиках, сейчас выпячивается, обнажается, называется успешной политикой и дипломатией. И никто не хочет даже подумать, что этот успех привел к гибели десятков миллионов людей на территории самого Советского Союза и других стран Европы, что Сталин и его клика были убеждены, что не отсрочили, а предотвратили нападение Гитлера, столкнув его с Западом – в то время как сам Гитлер решился на уничтожение Польши, войну с Англией и Францией и захват Европы только после того, как обезопасил себя от угрозы с востока. Подпись Молотова под Пактом и протоколами стала подписью под смертными приговорами миллионам солдат и мирных жителей доставшейся большевикам и разоренной ими страны. Тот, кто хочет признать одно, просто не может не видеть другого. Но российской власти последних лет это удивительным образом удается.
Именно с этим связана парадоксальность визита Путина в Гданьск. Он будет ощущать себя представителем страны, сокрушившей фашизм, а польские ветераны, находящиеся рядом с российским премьером, будут вспоминать не только об этом, но и о совместном параде армий-агрессоров в Белостоке, о Катыни, о своих мытарствах в гитлеровских и сталинских концлагерях. Будут недоумевать, почему гость из Москвы помнит о победах своей страны и не желает слышать о преступлениях. И, конечно, не получат ответа…

LB.ua в соцмережах: