«Законопроект в этом контексте опасен для демократии в Украине. На мой взгляд, он отбрасывает нас на 3-4 года назад и делает более закрытой систему выборов Президента», - сказал Виктор Ющенко. По убеждению Главы государства, этот закон, как и заветированный им закон о всенародном референдуме, является «серьезной атакой на демократические, в частности политические процессы в Украине».
Говоря об опасности принятия предлагаемой редакции закона о выборах президента, Глава государства, в частности, отметил принцип формирования избирательных комиссий, где преференцию имеют политические силы, представленные в парламенте. Виктор Ющенко напомнил, что речь идет о всенародном избрании президента - и отнюдь не «о каких-то партийных прожектах». «Очевидно партийный принцип формирования комиссий по избранию президента уже тенденциозен, и это говорит о том, что две политических партии продолжают свою игру, работу для того, как даже непартийную задачу - выборы президента - сделать партийной», - констатировал Виктор Ющенко.
Еще одним замечанием к законопроекту Глава государства назвал предусмотренный в нем порядок судебного сопровождения на всех этапах выборов. По его убеждению, зафиксированные в законопроекте позиции по этому вопросу не соответствуют действующему законодательству.
Виктор Ющенко также указал, что «не усиливает демократичность избирательного процесса» отсутствие возможности у того или иного кандидата обжаловать решение о снятии его с гонки. Так же вызывают вопросы тезисы о том, что споры по процессу и результатам выборов должны направляться на рассмотрение в один суд. «Почему сужается судебное поле? Почему правоохранительная деятельность становится ограниченной и по сути приобретает признаки политической направленности?» - спросил Виктор Ющенко. «Это не правильное решение. Поэтому нельзя считать, что этот закон усиливает прозрачность и демократичность избрания президента».
Говоря о замечаниях к законопроекту о референдуме, Виктор Ющенко, в частности, отметил его норму, согласно которой на всенародный референдум выносятся вопросы, которые по Конституции не являются его предметом. Президент напомнил, что по этому поводу есть соответствующее разъяснение Конституционного Суда.
Среди замечаний к Закону, названных Президентом, - процедура, согласно которой при сборе более трех миллионов подписей Президент обязан назначить через 7 дней проведение референдума. «На мой взгляд, здесь допускается большая правовая неточность», - сказал Ющенко.
Еще одним замечанием к Закону он назвал предложенный в нем порядок утверждения результатов референдума. По этому поводу Глава государства подчеркнул, что фактически всенародный референдум является мероприятием, которое должно дать результат прямого действия и не нуждается в утверждении. «На мой взгляд, это грубое нарушение Конституции, поэтому я не могу подписывать такого рода Закон», - сказал Виктор Ющенко.
«Я настаиваю на одном: Закон о выборах, как и Закон о референдуме должны обеспечивать демократический прогресс страны, четкое выполнение Конституции и законов - с одной стороны, с другой -
введение демократических процедур, а не отход от них и формирование сквозь призму взглядов двух политических сил самой процедуры выборов и референдума, утверждения их результатов и т.д. Это меня
наиболее беспокоит в указанных двух законопроектах», - сказал он.
По мнению Главы государства, в законопроектах наблюдается «большой тенденциозный подход двух политических партий». «Это документы под две политических силы», - считает он.