ГоловнаПолітика

Всех поIMEIют

Мобильные операторы и продавцы мобильных телефонов ищут новые способы заработать на потребителях.

Всех поIMEIют

Свободный рынок оказался не таким уж свободным. Все больше потребителей во всем мире вынуждены покупать те услуги связи и те телефоны, которые доступны, а не которыми хотелось бы воспользоваться. Например, iPhone продавался в США только клиентам мобильного оператора AT&T, а BlackBerry в России – клиентам оператора «Билайн». Скоро продавцы телефонов и мобильные операторы станут жестче диктовать условия и украинскому потребителю.

«Серые» должны уйти

В 2008 году в Украине было продано 7,9 млн. мобильных телефонов, и только 1,3 млн. из них – легально, свидетельствуют данные госпредприятия «Украинский государственный центр радиочастот». Остальные продажи пришлись на «серые» трубки, ввезенные без контроля производителя, часто без оплаты соответствующих налогов и сборов. Раздосадованная этим фактом Национальная комиссия регулирования связи (НКРС) приняла в феврале два постановления, которые упорядочивают продажи и поставки в страну мобильных телефонов. По задумке НКРС, серийные номера (так называемые IMEI-номера) всех мобилок в стране до конца сентября будут внесены в единую базу. После чего телефоны, ввезенные контрабандным путем, просто не будут работать на территории Украины. Одновременно НКРС вводит своеобразную амнистию для всех ранее приобретенных телефонов. Потребителю достаточно просто оказаться в сети до сентября, чтобы уникальный IMEI его телефона был внесен в общую базу номеров.

Благое начинание может оставить тысячи мелких бизнесменов без работы. Во-первых, им придется платить за регистрацию мобилок в сети IMEI. Во-вторых, надо будет потратиться на закупку компьютеров и, возможно, специального программного обеспечения. В итоге тысячи самых мелких точек (на остановках, в метро и супермаркетах) будут вынуждены закрыться, уступив более крупным сетям, или поднять цены.

«У нас нет наценок на бренд и все остальное, но теперь, я думаю, все телефоны подорожают», – соглашается с таким прогнозом Павел Мотыга, владелец небольшой торговой точки в Киеве. Он продавал телефоны на 20-40% дешевле, чем крупные сети, поставляя их из-за границы по «серым схемам». Теперь ему придется переписывать ценники, что ослабит его конкурентные позиции. Пойдет ли покупатель на рынок, если в официальном салоне будут такие же цены?

У официальных поставщиков настроение праздничное. «Инструменты государственного регулирования, которые способствуют предоставлению более качественного сервиса или продуктов конечному потребителю, – вещь, безусловно, позитивная», – говорит генеральный директор Nokia в Украине и Молдове Павел Крысанов. Еще бы! Прогнать с рынка 84% конкурентов – неслабое достижение. Теперь официальные поставщики смогут диктовать цены и формировать ассортимент мобильных телефонов. Избежать диктата получится у тех, кто сам привезет мобилку из-за границы. При этом придется заполнить массу форм, а в некоторых случаях еще и потратиться на разблокировку «трубки». Но и это не панацея, ведь гарантировать результат вам никто не сможет. Знаете, как покупатели называли вышедшие из строя в результате попытки разблокировки «яблофоны»? iBricks, то есть «кирпичи». Apple просто отказывалась брать на гарантийный ремонт такие пиратские телефоны.

Большая розница

Мобильные операторы достигли пика развития. С января 2008-го по февраль 2009-го, по данным iKS-Consulting, количество абонентов мобильной связи в Украине снизилось с 55,89 млн. до 55,68 млн. человек. Крупные операторы теряют абонентов. А мелкие все еще недостаточно сильны, чтобы тягаться с динозаврами рынка – «Киевстаром» и «МТС-Украина». Рынок могла бы оживить продажа «Укртелекома», но государство не спешит расставаться с акциями предприятия. Мобильным операторам остается вести бесконечные маркетинговые войны и искать новые способы увеличения прибыли. Одним из них может стать скупка или открытие новых специализированных торговых сетей.

Торговцы мобильными телефонами тоже переживают не лучшие времена. «Евросеть» только за январь-февраль этого года закрыла 43 своих салона в Украине, и сейчас у нее здесь около 350 торговых точек. Закрывает магазины сеть «Мобилочка». Торговая сеть Melofon, насчитывавшая 33 салона, вообще ушла с рынка. Ассортимент товаров значительно снизился: компании не могут держать в своих салонах такое количество моделей, предпочитая закупать только самые ходовые. «Все идет к тому, что будет как на Западе – несколько моделей телефонов в небольшом магазине. Такого выбора, как полгода назад, уже не будет», – прогнозирует Анатолий Балюк, председатель правления компании DiaWest, специализирующейся на компьютерной технике, но также торгоующей и мобильными телефонами.

Чтобы оставить бизнес не плаву, владельцы розничных сетей вынуждены продавать его полностью или частично. Самыми вероятными покупателями являются мобильные операторы. «Мы получаем предложения о покупке той или иной розничной сети, – говорит генеральный директор «Астелит» – ТМ life:) – Тансу Еэн. – Мы их внимательно изучаем». То же говорят в компаниях «МТС-Украина» и «УРС» (ТМ Beeline).

«Есть большая вероятность, что уже в недалеком будущем произойдет первая сделка», – утверждает директор по маркетингу компании «УРС» Антон Володькин.

В России основные сотовые компании уже обзавелись сетями магазинов. Например, материнская компания «УРС» (ТМ Beeline) – российская «Вымпелком» – осенью прошлого года приобрела 49,9% «Евросети», крупнейшей мобильной розничной сети в СНГ. По словам Антона Володькина, благодаря данному приобретению стало проще проводить различные акции оператора. «Сотрудничество с «Евросетью» улучшает условия при закупке терминалов для корпоративных клиентов», – приводит пример Володькин.

Имея в собственности сеть магазинов, мобильным операторам будет легче торговать услугами. Сей час они состязаются в щедрости – субсидируют покупку мобильной техники при подключении к тому или иному оператору. Например, «Астелит» вывел на рынок телефон, поддерживающий две SIM-карты, одна из которых работает только в его сети. А «МТС-Украина» собирается продавать нетбуки (маломощные мини-ноутбуки) со скидкой для покупателей услуги «МТС-Коннект». Когда у оператора появятся собственные сети и эксклюзивные договоры с поставщиками техники, необходимость в скидках отпадет.

Единственное, что сегодня останавливает мобильных операторов, – это царящая на рынке недвижимости неопределенность. Сейчас невозможно определить стоимость того или иного ритейлора. «Надо смотреть, что будет с рынком через полгода. Но в ближайшие год-два ситуация изменится и, скорее всего, розница будет работать под эгидой того или иного оператора. Будет это франчайзинг или собственность – посмотрим», – говорит директор по продажам «МТС-Украина» Вадим Савченко.

Количество абонентов крупнейших операторов Украины 31.мар.09 28.фев.09
Киевстар 23 052 328 23 325 118
МТС 17 936 112 18 023 383
Астелит (ТМ life :)) 11 480 000 11 325 000
УРС (ТМ Beeline) 1 879 867 1 913 336
Источник: данные компаний, ACM-Consulting    
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram