Более того, считается, что часть депутатов этой политсилы перейдут под флаги Арсения Яценюка. С которым, по имеющимся данным, уже договорились.
Пик «броуновского движения» в Киевраде пришелся на сентябрь 2010 года, тогда на первых, после каникул, заседаниях большие фракции начали раскалываться. Так, вместо одного большого БЮТа из 32 депутатов, в образовалось три фракции по 15, 9 и 7 депутатов. Ну, а из маленьких же фракций по одному выходили депутаты.
Так новоназначенный тогда в мэрию Александр Повов лепил из большинства, ориентированного на Леонида Черновецкого, свое большинство, ориентированное на Президента. И у него получилось. Вот уже полгода депутаты - некоторые с благоговейным трепетом, некоторые, скрипя зубами - принимают все решения, которые спускает в столицу Администрация президента.
Единственный, которого не коснулись разительные перемены– это Блок Леонида Черновецкого. Блок, по-прежнему самый большой в столичном совете, насчитывает 43 мандата. Его депутаты, стараясь сохранить хорошую мину при плохой игре, уже несколько месяцев категорически отрицают любые слухи о том, что внутри Блока не все так гладко. «Блок монолитен как скала!» - отшучиваются на неудобные вопросы.
Хотя сочувствующие уже несколько месяцев твердят: после того, как лидер блока Леонид Черновецкий отстранился от активной деятельности, в БЛЧ происходят очень интересные брожения. Более того, с приближением парламентских выборов и выборов в Киеве многие депутаты начали задумываться о своем политическом будущем. И о том, что если они вовремя не открестятся от Черновецкого, то такое будущее им не светит.
Три Блока Черновецкого.
Общеизвестно, что Блок Черновецкого состоит из трех групп: одна ориентирована на Вячеслава Супруненко, другая на Олеся Довгого, третья – самостоятельные «парашютисты», которые прошли в раду по квотам политиков из ВР или представляют интересы определенных бизнесменов. Считается, что раскол блока произойдет именно по этим линиям.
Один из депутатов мэрской политсилы рассказал: раскалываться блок может начать уже в течение трех недель. «Не исключено, в Киевсовете вообще не останется фракции, которая бы называлась «Блок Черновецкого», – говорят в блоке. - Либо же это будет незначительная группа депутатов, связанных с семьей мэра и тех, кто не планирует больше заниматься политикой.
Фракция «Семья»
Группа, ориентированная на зятя Черновецкого Вячеслава Супруненко – сейчас в оппозиции действующей власти. Сюда входят члены семьи мэра, например, Виктор Гринюк и Анатолий Чуб – шурины мэра, и Андрей и Ольга Заяц – кузены Вячеслава Супруненко. Кроме того, с Супруненко могут остаться и сотрудники возглавляемой им юридической фирмы и ГО «Правозащитник»: Денис Комарницкий, Сергей Крымчак, Роман Слободян, Виталий Павлик, Светлана Костюк. Эти депутаты публично критикуют инициативы Александра Попова. Так, именно Денис Комарницкий был главой наблюдательного совета ХК «Киевгорстрой», когда зампредседателя КГГА Александр Пузанов вернул актив из частной собственности в коммунальную.
Фракция «Фронт перемен».
К «парашютистам» же относят, например, Игоря Кононенко – председателя наблюдательного совета ОАО «Киевского автотранспортное предприятие 2240», бизнес-партнера Петра Порошенко. Сергея Березенко – племянника Анатолия Матвиенко, он возглавлял организацию «Украинский молодежный Собор», которая после раскола в Украинской республиканской партии «Собор», встала на сторону Анатолия Матвиенко и назвала его своим «духовным лидером». При Черновецком Березенко возглавлял Главное управление по делам семьи, молодежи и спорта. Также самостоятельным игроком называют Павла Гречкивского – сына бывшего первого зама главы Высшего хозяйственного суда Николая Гречкивского.
Те депутаты, которые прошли в Блок Черновецкого из бизнеса или по велению старших коллег, после свержения Черновецкого ищут себе новых влиятельных друзей. Переговоры ведутся со всеми – от Виталия Кличко до Арсения Яценюка. С последним, вроде как, потенциальным перебежчикам даже удалось договориться.
В блоке секретничают: не исключено, что в ближайшее время в Киевраде создадут фракцию «Фронт перемен», состоящую из депутатов БЛЧ и нескольких представителей ГАКа.
Это абсолютно вписывается в политику поведения Арсения Петровича на местах. Считается, что именно такой подход помог его политсиле получить неплохой результат на местных выборах. Лидер не делегировал своих людей из столицы в местные советы, а набирал их в каждом конкретном регионе. Яценюк получал преданных сторонников, которые прекрасно разбираются в ситуации на местах, те – громкое имя и рейтинг, помогавший попасть во власть.
К тому же, в последнее время очень много говорят об объединении лидеров оппозиции. Среди прочего желание объединится с Арсением Яценюком, высказывает и Анатолий Матвиенко, у которого есть свои представители в Киевраде.
Пока Арсений Петрович в столице представлен всего двумя штыками – его интересы отстаивают депутаты от Гражданского актива Киева – Игорь Баленко и Галина Герега. Как известно, оба депутата – бизнес-попутчики ГАКа. Баленко – соучредитель, председатель наблюдательного совета ЗАО «Фуршет», которому принадлежит сеть супермаркетов и собственное производство продуктов. Его также называют собственником нескольких магазинов, ресторанов и гостиниц в Киеве. Галина Герега с мужем Александром - соучредители сети строительных супермаркетов «Эпицентр», кроме того, Галина является финансовым директором ООО «Эпицентр».
Кстати, их коллега по блоку Юрий Бондарь объяснил: ГАКовцы спокойно могут себе выбирать политических спутников, так как ГАК, прежде всего, общественная организация, а не политическая партия.
Кроме того, ранее Яценюк вел переговоры и с Виталием Кличко. «Мы вели переговоры, общались, - рассказывает бывший член Блока Кличко Дмитрий Андриевский, - но тогда речь шла о политическом партнерстве, а не слиянии с «Фронтом перемен».
Блок Олеся Довгого
Еще один центр в Блоке Черновецкого, вокруг которого может объединится часть депутатов – секретарь Киеврады Олесь Довгий. После самоустранения Леонида Михайловича именно он остался в блоке «за старшего».
«Олесь Довгий сейчас оказался в очень сложной ситуации, он должен поддерживать фракцию, но и не может делать резких движений, - поделился с Lb.ua депутат от Блока Черновецкого Алексей Самохин, - ему тяжело сейчас в такой роли». Депутат намекает: сам Довгий публично поддерживает Александра Попова, но и остается первым человеком во фракции, актив которой публично критикует нового главу КГГА.
Именно эта щекотливая ситуация может подтолкнуть Довгого к тому, чтоб собрать своих депутатов и публично отколоться от Блока Черновецкого, не разрываясь больше меж двух огней. «Влияние Довгого на депутатов сейчас значительно больше, чем у Супруненко, так что и шансы собрать большую группу у Довгого выше», - уверены в Киевраде.
Кроме того, в блоке не скрывают: у Довгого, кроме амбиций есть и возможности для создания фракции своего имени. «На сегодняшний день какие-то разговоры на высшем уровне может вести только Олесь Довгий. Потому что он лидер, он вхож в разные кабинеты, - говорит депутат БЛЧ Виктор Гринюк. - Я больше не знаю ни одной фигуры, в блоке, кто в состоянии вообще с кем-то разговаривать».
Тем более, что у Довгого уже есть небольшой актив для создания своей фракции, именно его называют отцом-основателем фракции «Столичные реформы», состоящей из 7 перебежчиков из БЮТа.
Политики-одиночки
В единственном интервью после почти полугодичного молчания Леонид Черновецкий заявил о намерении баллотироваться в Верховную раду. Причина – после разграничения должностей городского главы и председателя КГГА, полномочия мэра насколько ничтожны, что Черновецкому просто не интересно за них бороться.
Правда, то, что Черновецкий действительно серьезно задумал идти в ВР верится слабо. В Киевраде говорят: районные парторганизации БЛЧ уже несколько месяцев как сняты с довольствования. «У них была очень хорошо организованная структура в районах, налажена работа на местах, - говорят источники. – Но на сегодняшний день понятия «Блок Черновецкого» в районах не существует».
Ячейки перестали финансировать, когда стало понятно: авторитета Черновецкого не хватит для того, чтоб провести свою политсилу в Раду.
Однако, некоторые депутаты не оставляют надежды пройти в парламент своими силами. Весь город уже многие годы разделен между активом Блока на сферы влияния. Так сопредседатели фракции Денис Комарницкий и Алла Шлапак делят между собой Деснянский район, Олесь Довгий – отвечает за Днепровский, Вячеслав Супруненко – за Соломенку, Алексей Самохин – за Подол.
Эти депутаты работают на перспективу, надеясь, что следующие выборы в парламент будут проходить по мажоритарному принципу. «Некоторые депутаты продолжают работать в своих районах, - рассказывают в Киевраде, - эта работа не имеет никакой системности и никакого отношения к блоку Черновецкого. Это самостоятельная карьера каждого отдельного депутата».
Сами депутаты уверяют: силы на выборах попробуют непременно. «Хотя результат зависит от того, каким будет административное давление», - пожимает плечами собеседник из Блока Черновецкого. В пример приводит местные выборы в Киевской области: «Партия Регионов набрало почти сотню мандатов из 146, будем считать, что им просто повезло», - вздыхает депутат.