ГоловнаЕкономікаБізнес

Шокова терапія для ринку сигарет України: під кого Мінфін змінює правила гри

Главной бедой Украины многие годы была и остается коррупция. Об этом говорят все социологические исследования и опросы, которые проводятся как среди населения, так и в бизнес-среде. Западные партнеры постоянно указывают на эту проблему украинским властям.

Именно благодаря международному давлению наш истеблишмент все же пошел на создание новых антикоррупционных органов и открытие деклараций депутатов и чиновников.

Однако, как показывает практика, многие антикоррупционные достижения, таковыми являются только на бумаге.

И пока с экранов руководители страны говорят об очередных достижениях в борьбе с коррупционерами, в реальности взяточничество в госорганах продолжает процветать и приносить убытки государству и его жителям. И чем больше и жирнее «кормушка», тем более высокие аппетиты.

За примерами далеко ходить не надо. По данным Государственной фискальной службы, в 2017 году крупнейшими налогоплательщикам стали компании из двух секторов: энергетики и табачной индустрии. Неудивительно, что именно эти две сферы и вызывают столько пристальный интерес отдельных чиновников и депутатов.

О коррупции в энергетической сфере говорится очень много. Но давайте обратим внимание на то, что сейчас происходит на табачном рынке.

Фото: Сергей Нужненко

Как стало известно редакции из своих источников в Кабинете Министров, Министерство финансов разработало проект закона про внесение изменений в Налоговый кодекс Украины об особенностях налогообложения табачных изделий. Несмотря на такое название, документ фактически направлен на установление «минимальных цен» на сигареты. Делается это при помощи фискального инструментария, путем введения специальных коэффициентов. Если этот документ примут, самая дешевая пачка сигарет будет стоить почти 27 грн. Сейчас в дешевом сегменте цена сигареты колеблется в диапазоне от 18-22 грн. Объясняют данную инициативу в правительстве до невозможности банально: повышение цены принесет доход в бюджет и будет способствовать борьбе с курением.

Звучит красиво и логично, но возникает вопрос, почему решать такие задачи чиновники вознамерились за счет самых необеспеченных украинцев. Покупают люди самые простые сигареты не от хорошей жизни. И именно по ним, в первую очередь, ударит повышение.

Кроме того, производят дешевые сигареты в основном небольшие украинские фабрики, и они не смогут конкурировать с международными концернами, если им придется поднять цену. Сегодня цена – это их главное конкурентное преимущество.

При таком положении вещей заявления о наполнении казны и борьбе за здоровый образ жизни звучат несколько сомнительно.

В Украине, по данным Всемирного банка, более 7 млн курильщиков, почти 40% из них, если верить последнему опросу Госстатистики, курят больше 20 лет.

Многие из тех, кто курит (порядка 2-3 млн) – это люди небогатые, которые и нынешние цены на сигареты едва тянут, и зачастую экономят на чем-то другом. Если цена снова вырастет, им придется экономить еще больше, или же искать возможность купить «серую» продукцию.

Фото: www.healthncure.org

В итоге часть табачного рынка уйдет в тень, покупательская способность украинцев упадет, а ряд производителей обанкротится, и перестанет платить зарплаты и налоги. Где здесь выгода государства и бюджета?

Более того введение «минимальной» розничной цены на сигареты повлечет целый ряд законодательных нарушений. Во-первых, будут нарушены часть положений ст. 4 Налогового кодекса, которая среди прочего устанавливает «равенство всех плательщиков перед законом, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации» и «социальную справедливость – установление налогов и сборов в соответствии с платежеспособностью налогоплательщиков». Также будут нарушены нормы Закона Украины «О ценах и ценообразовании», в частности пп. 4. ч. 1 ст.4.

Еще одной целью законопроекта якобы является приближение законодательства Украины к законодательству ЕС. Но и в этом аспекте мы получим обратный эффект: введение «минималки» на сигареты противоречит Директиве ЕС 2011/64 / EU о структуре и ставке акцизного налога на табачные изделия, которая четко предусматривает, что минимальное акцизное обязательство должно быть одинаковым для всех ценовых сегментов. У нас же мы видим ситуацию, когда повышение цен хотят осуществить лишь за счет сегмента самых дешевых сигарет.

Кроме того, подобные действия украинских чиновников могут вызвать негативную реакцию в рамках Всемирной торговой организации: следствием установления «минималки» на сигареты могут быть определенные искажения в торговле и создание неблагоприятной рыночной конъюнктуры, что противоречит основным принципам ВТО.

К слову как раз друзья Украины – США и ЕС – в рамках ВТО инициировали торговые споры против стран, которые вводили минимальные цены на продукцию.

Еще более подозрительно все выглядит, если разобраться, как именно в стенах Минфина появился законопроект о введении «минимальной» рыночной цены. Летом прошлого года министерство создало рабочую группу по подготовке механизма запрета реализации сигарет ниже суммы налогов и себестоимости. В ее состав вошли представители Минфин, ГФС, Ассоциации городов Украины, «Винниковской табачной компании», а также Украинской Ассоциации Табачных Изделий «Укртабак». Последняя заслуживает отдельного внимания, поскольку является частной структурой, которая функционирует за счет иностранных табачных компаний Бритиш-Амекэн Тобакко, Филип Моррис Украина, Джей Ти Интернешнл Украина и «Империал Тобако» и лоббирует в Украине интересы табачного картеля.

Фото: LB.ua

И, вот, 5 марта 2018 года на заседании рабочей группы три табачных компании - Бритиш-Амекэн Тобакко, Филип Моррис Украина и Джей Ти Интернешнл выступили с предложение ввести «минимальную» рыночную цену на уровне 26,8 грн.

Их инициатива была поддержана Минфином, который пообещал разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады соответствующий законопроект. «Империал Тобако» и Ассоциация производителей табачных изделий, в которую входят отечественные участники табачного рынка, выступили против. Так что ни о каком компромиссном решении речь не идет. К слову как раз представителей украинских ферметационных заводов и табачных производителей на обсуждение не пригласили.

Учитывая тот факт, что введение МЦР нарушит конкуренцию на рынке, обсуждение нельзя было вести без активного участия Антимонопольного комитета Украины. Однако его представителей также не пригласили на заседание. Хотелось бы услышать мнение главы АМКУ Юрия Терентьева относительно происходящего.

Чтобы понять, для чего Минфин пытается протолкнуть такой сомнительный законопроект да еще столь сомнительными способами, достаточно посмотреть, кто получит выгоду от принятия этого документа.

И тут все довольно просто. В выигрыше точно будут международные табачные производители (Бритиш-Амекэн Тобакко, Филип Моррис Украина, Джей Ти Интернешнл Украина), которые руками чиновников, сегодня хотят зачистить украинский рынок от местных конкурентов. Еще «в плюсе» окажется дистрибьютор сигарет скандально известная компания «Тедис». Среди собственников этой компании, по данным СМИ, есть и владельцы предприятий российского ВПК. Деятельностью «Тедис» уже интересовались украинские правоохранительные органы, а АМКУ оштрафовал за неконкурентные действия на рынке.

И, конечно же, конкретную личную выгоду получат чиновники и депутаты, которые сегодня так активно лоббируют принятие этого законопроекта. По нашей информации, сегодня инициативу Минфина уже согласилась поддержать Государственная фискальная служба, которую возглавляет Мирослав Продан, а с остальными согласовывающими органами ведется активная работа.

При этом рьяные борцы за здоровье украинцев, почему-то скромно умалчивают о том, что есть и альтернативный, более рыночный и социально справедливый способ повысить табачный акциз.

В ЕС, куда мы так настойчиво стремимся, при налогообложении табачных изделий активно используют адвалорную ставку. Адвалор – это часть акцизной ставки, которая меняется в зависимости от цены на сигареты. Чем дороже сигареты, тем выше ставка.

Фото: sostav.ua

Таким образом, все курильщики, покупая табачную продукцию, платят налог, только бедные с дешевыми сигаретами платят меньше, а богатые, приобретая более дорогой сегмент продукции, платят и более высокий налог. Это называется социальная справедливость. В ЕС адвалорная ставка иногда достигает 52%.

Но украинские чиновники эти подходы ЕС перенимать наотрез отказываются. Сейчас в нашей стране адвалорная ставка зафиксирована на уровне 12% и насчитывается на сигареты дороже 40 грн. Т.е. у нас налог, что на «Мальборо», что на «Приму» один и тот же. И менять такое положение вещей чиновники не хотят.

Даже если допустить, что оба варианта – и введение «минимальной» цены на сигареты, и адвалор – дадут в результате одинаковый эффект для бюджета (хотя согласно простым расчетам адвалор принесет в бюджет в семь раз больше средств), то украинские чиновники должны отдать преимущество именно второму варианту. Поскольку такая модель не убивает мелких производителей и является более справедливой в отношении богатых и бедных потребителей.

«Очень показательная иллюстрация того, как в стране, где власть захватила компрадорская буржуазия, транснациональные компании разоряют местных производителей, ко взаимной выгоде договариваясь с политиками и чиновниками. В данном случае, международные табачные компании выдавливают с рынка производителей дешевых украинских сигарет», – комментирует происходящее директор Агентства социальных коммуникаций Сергей Белашко.

Если говорить прямо, в данном конкретном случае, государство в угоду интересов отдельных производителей принимает участие в конкурентной борьбе на стороне международных табачных компаний. Это является прямым нарушением негласного социального договора между властью и населением. Когда одни платят налоги, а вторые обеспечивают баланс и контроль за соблюдением справедливых правил игры.

Причина, почему социальный договор власть не исполняет, как в этом конкретном случае, так и во множестве других – это коррупция. И если в этот раз чиновники и депутаты в угоду личных корыстных интересов пролоббируют закон, который так сильно хотят международные табачники, на выходе мы получим очередное обеднение население и рост социальной напряженности. Зато у некоторых чиновников появятся лишние нолики на офшорных счетах.

Хотелось бы? чтобы глава Государственной регуляторной службы Ксения Ляпина, главы Минюста и Минагрополитики Павел Петренко и Максим Мартынюк вмешались в происходящее, ведь предложенный законопроект затрагивает и их компетенцию. Если же они промолчат, значит, к их сердцам международные табачные концерны также подобрали финансовые ключики.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram