Неопределенная стратегия
Полгода назад украинское правительство стала крупнейшим акционером на банковском рынке. После национализации Приватбанка оно взяла под свой контроль 55% всех активов и порядка 60% депозитов, однако пока точно не понимает, как ими управлять. В прошлом году Минфин разработал стратегию развития госбанков, но после того, как Приватбанк также перешел под контроль государства, она перестала быть актуальной. Правительство должно быть разработать новый план развития госучреждений еще до апреля, однако до сих пор не представило его.
Сейчас в Украине работает пять госбанков: Приватбанк, Ощадбанк, Укрэксимбанк, Укргазбанк, которыми владеет Министерство финансов, и небольшой банк «Расчетный центр», принадлежащий Нацбанку. Пока у правительства есть только общее видение развития своих банковских активов. Предполагается, что четкую специализацию будет иметь только Укрэксимбанк, а остальные будут универсальными учреждениями с упором на розницу, рассказала предварительный план правительства заместитель министра финансов Оксана Маркарова. По ее словам, каждый из остальных госбанков уже сейчас имеет отличие: ПриватБанк силен в работе с технологиями и обслуживанием населения, Ощадбанк имеет развитую по всей стране филиальную сеть, что позволяет ему работать даже в самых отдалённых уголках, а Укргазбанк активен в кредитовании энергоэффективных проектов
Госбанки также заинтересованы в определении своей стратегии. «Коммерческими приоритетами в корпоративном секторе определены энергетика, инфраструктурные проекты, агропромышленный комплекс. Малый и средний бизнес-магистральное направление. Реформирование филиальной сети. Цель – повышение акционерной стоимости банка, его инвестиционной привлекательности с перспективой привлечения Европейского банка реконструкции и развития в качестве акционера»,- рассказали в пресс-службе Ощадбанка.
Проблема в том, что принадлежащие одному собственнику госбанки, конкурируют между собой. ПриватБанк и Ощадбанк специализируются на обслуживании физлиц и имеют очень развитые филиальные сети. Даже в Нацбанке не единожды признавали, что такая ситуация вредит их развитию. «Самые высокие депозитные ставки у нас сейчас в государственных банках. Это, конечно, совершенно недопустимо. Допустить нездоровую конкуренцию нельзя», - заявляла глава НБУ Валерия Гонтарева.
Планы на выход
В чем правительство уверено точно, так это в нежелании владеть таким большим количеством банков. «Мы не собираемся управлять таким большим количеством государственных активов», - заявил сразу после национализации ПриватБанка министр финансов Александр Данилюк. Поэтому предполагается, что со временем практически все они будут проданы частным инвесторам.
В «Стратегии развития госбанков в рамках комплексной программы развития финсектора Украины до 2020 года», которую разработал Нацбанк, указано, что в полной собственности у государства останется только один актив- Укрэксимбанк. Остальные учреждения- ПриватБанк, Ощадбанк и Укргазбанк должны быть частично или полностью проданы в перспективе 3-5 лет. До конца 2018 года планируется продать минимум 20% ПриватБанка, 20% Ощадбанка и 100% Укргазбанка. До 2020 года государство должно будет полностью избавиться от Ощадбанка и продать частным инвесторам хотя бы 50% акций Приватбанка с тем, чтобы в долгосрочной перспективе он снова полностью стал коммерческим.
Предполагается, что покупкой госбанков могут заинтересоваться международные финансовые корпорации. «Стратегия развития Ощадбанка на несколько лет определена стратегическим партнерством с ЕБРР»,- говорят в Ощадбанке. Однако пока переговоры о продаже даже не начинались.
Проблемы продажи
Участники рынка согласны с тем, что продажа госбанков является логичным шагом для правительства. Однако при поиске потенциальных покупателей на столь большие активы могут возникнуть трудности. «Когда мы говорим о продаже, то должны подразумевать наличие реальных покупателей. Есть ли они, кто они, на каких условиях готовы покупать? Укргазбанк планировалось продать в 2017 году, но пока не слышно о наличии конкретных покупателей,- говорит старший экономист Центра экономической стратегии Дмитрий Яблоновский.- Можно было бы очистить ПриватБанк от проблемных активов, но стоит ли его выставлять на открытые торги? Готовы ли мы к тому, что его, уже очищенный, может купить предыдущий владелец?».
После национализации правительство выделило в капитал Приватбанка уже больше 150 млрд грн. Кроме того, за последние два года на Ощадбанк и Укрэксимбанк было потрачено больше 20 млрд грн. Поэтому перспективы возврата столь значительных средств, которые государство уже влило в госбанки, очень сомнительны.