ГоловнаЕкономікаБізнес

Ринок олії: "Ощадбанк" знову біля розбитого корита

Растительное масло превратилось для Украины в настоящую золотую жилу. По прогнозам экспертов, украинские аграрии в этом угоду продолжат расширять посевы подсолнечника и наращивать экспорт продукции. Этому способствуют как погодные условия, так и повышение урожайности за счет применения новейшей техники, удобрений и средств защиты растений. Выращивание семян подсолнечника остается наиболее рентабельным видом агробизнеса с рентабельностью около 80%.

Фото: Ecosalinon.com

По данным Министерства аграрной политики и продовольствия, в 2016 году аграрии собрали рекордный урожай семян подсолнечника - 12,9 млн тонн. «Страна в состоянии выработать 5,5 млн тонн подсолнечного масла и обеспечить его экспорт на уровне 5 млн тонн», - говорит глава ведомства Тарас Кутовой.

Темпы увеличения мощностей по переработке семечки, утверждают эксперты, по-прежнему опережают рост урожайности. Это уже привело к серьезной борьбе за сырье между производителями.

«Мощности переработки составляют 18,5 млн тонн», - поясняет генеральный директор ассоциации «Укролияпром» Степан Капшук. Таким образом, без конкурентных преимуществ, гарантирующих бесперебойное снабжение сырьем - семенами подсолнечника, маслоэкстракционному заводу не выжить, особенно, если он построен на кредитные средства.

Безусловными лидерами рынка остаются гиганты «Кернел» и «Бунге». Они диктуют свои правила на рынке переработки семян подсолнечника, определяют цену на сырье, наращивают производственные мощности, вытесняя с рынка конкурентов, не обладающих полным производственным циклом.

Видимо, поэтому слабые участники рынка «сходят с дистанции». Причина – большая закредитованность агрохолдингов. Прошлый год запомнился громкими историями банкротств компаний – владельцев современных маслоэкстракционных заводов. В феврале 2016 года государственный «Укргазбанк» продал за 95,8 млн долларов  права требования на МЭЗ «Эллада» (Кировоградская область), полностью покрыв проблемный кредит группы «Креатив». Таким образом, предприятие с мощностью переработки 560 тыс. тонн семян подсолнечника в год перешло в собственность «Кернела» Андрея Веревского, который ранее работал с этим МЭЗ на давальческом сырье.

Фото: Xcook.info

В октябре 2016 года нового собственника получил построенный в 2012-м Чугуевский маслоэкстракционный завод (Харьковская область). Собственник предприятия с мощностью переработки 432 тыс. т не смог погасить 10-миллионный кредит перед банком «Форум», взятый на приобретение оборудования. Права требования по кредиту Фонд гарантирования вкладов физлиц выставил на продажу. В результате торгов ПУМБ, которому компании экс-владельца предприятия задолжали около 27 млн долларов, выкупил лот за 158,18 млн грн (около 6 млн долларов) и консолидировал права собственности на МЭЗ. По оценкам участников рынка, с учетом удачного месторасположения завод может быть продан за 30-35 млн. долларов.

В этом году претендентом на смену собственника стал МЭЗ компании Allseeds (Одесская область) мощностью переработки 700 тыс. тонн. В 2013 году «Ощадбанк» открыл предприятию кредитную линию в 62 млн долларов , а вскоре увеличил ее еще на 6 млн долларов. По информации банка, вклад государственного банка в строительство завода Вячеслава Петрище составил более 70% от задекларированной стоимости проекта (по данным самой компании, в проект вложено около 200 млн. долларов). За три года Allseeds смог вернуть только 6 млн долларов долга, срок погашения кредита истекает в мае следующего года. По мнению экспертов, причиной финансовых проблем предприятия стала неправильная бизнес-модель. У Петрище нет собственного сырья и он географически отрезан от сырьевой базы МЭЗами, принадлежащими крупным игрокам в Николаеве и Одесской области.

Фото: Сергей Нужненко

«Самая лучшая модель бизнеса – самому сеять и собирать подсолнечник, иметь доступ к дешевым кредитам. Именно над этим сегодня работают транснациональные компании. У них, понятно, больше возможностей приобрести сырье и обеспечить загрузку перерабатывающих мощностей, чтобы получить большую маржу. Идеальный вариант – полностью перерабатывать собранный урожай, напрямую работать сельхозпроизводителями, закупать у них сырье. При такой схеме бизнес будет развиваться успешно, - отмечает Степан Капшук. - Петрище не может планировать свою работу. Завод построил. Но для чего?»

«В конце концов, государство не должно отвечать за эффективность бизнес-модели, которую выбрал тот или иной предприниматель», - считает аналитик компании «ПроАгро» Ярослав Левицкий.

Эксперты отмечают, что для крупных вертикально интегрированных маслоэкстракционных предприятий большая кредитная нагрузка является обычной практикой.

«Пример с компанией «Креатив», одним из крупнейших в свое время переработчиков масличных, показал, что компания без оборотного капитала, который был бы в несколько раз выше стоимости активов, работать не может. И когда строится завод, нужно отдавать себе отчет, что дополнительно понадобится еще, как минимум, такой же объем оборотного капитала, а зачастую – даже больший», - говорит Юрией Давыдов, основатель Apollo Group. 

Именно поэтому лидеры рынка ориентируются не на «заоблачные» проценты отечественных банков, а на иностранные займы.

«Маслоэкстракционные заводы очень мало пользуются услугами украинских банков. Крупные компании работают через крупные международные банки, как Европейский банк реконструкции и развития, которые из года в год дают кредитные линии и продлевают их», - поясняет ведущий эксперт масличного рынка «УкрАгроКонсалт» Юлия Гаркавенко.

Маслоэкстракционный завод
Фото: argoconsulting.com
Маслоэкстракционный завод

Ситуация на заводе Вячеслава Петрище действительно сложная, утверждают участники рынка. На это якобы указывают как падание объемов доходов, так и перебои в расчетах с поставщиками сырья. Но владелец компании, видимо, считает, что с руководством «Ощадбанка» можно договориться. «Андрей Пышный выступал на открытии завода в качестве почетного гостя, для него это пиар-проект, Петрище этим пользуется», - предположил один из участников рынка.

К слову, в «Ощадбанке» на возвращение долга не рассчитывают и уже отнесли кредит к проблемным. «Чтобы вернуть проблемные кредиты, выданные когда-то тому же Allseeds, нужна очень мощная юридическая машина, которая будет бороться за возвращение», - подчеркивает экс-замглавы НБУ  Александр Савченко .

Официально в госбанке проблему с кредитом Allseeds старательно замалчивают. В ответе на информационный запрос подчиненные Андрея Пышного не ответили, когда МЭЗ перестал обслуживать кредит и какие меры предприняты, чтобы решить проблему. Зато дали формальную отписку, заявив, что 2016 год банк завершил с прибылью 468 млн грн., а проведенная недавно докапитализация на 3,5 млрд грн является плановой.

К слову, Allseeds будет не первым провалом Андрея Пышного на рынке переработки семян подсолнечника. В ситуации с банкротством «Эллады», из которой «Укргазбанк» сумел выйти без потерь, «Ощадбанк» остался ни с чем. Но, то ли по халатности, то ли по злому умыслу, но подчиненные Пышного даже не заявили себя в перечень кредиторов и теперь проигрывают очередной суд по этому делу.

Президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой отмечает, что невозвратные миллиардные кредиты «Ощадбанка», выданные агрохолдингу «Креатив» или компании Allseeds, как и многим другим клиентам, будут перекладывать на рядовых налогоплательщиков

«Государство теперь будет выкручиваться и перекладывать эти долги на бюджет или на Национальный банк. Но в бюджете и так нет денег. Там и так дефицит 75 млрд грн. А если еще повесить 100 млрд. на докапитализацию госбанков – половина бюджета станет дефицитом», - подчеркивает Владимир Лановой.

По мнению участников рынка, страусиная позиция «Ощадбанка» может закончиться тем, что Allseeds через процедуру банкротства окажется у других кредиторов. Оценочная стоимость предприятия на сегодня с учетом переизбытка перерабатывающих мощностей в портах едва ли превышает остаток по кредиту. Иначе из пиар-проекта Андрея Пышного МЭЗ в порту «Южный» может превратиться в его «провал-проект».

LB.ua в соцмережах: