ГоловнаЕкономікаДержава

Як розбагатіти, почавши платити більше за газ

Опросы общественного мнения показывают, что украинцы не совсем хорошо понимают, что такое реформы. Наиболее популярными ответами на такой вопрос является "снятие депутатской неприкосновенности" и "повышение зарплат и пенсий". Хотя снятие неприкосновенности - действительно важное изменение, однако оно далеко не основное и не сможет решить многих проблем. Второй пункт скорей относится к долгосрочным результатам.

Фото: urist.in.ua

Любая реформа – это сложный процесс, состоящий из многих частей, поэтому, зачастую, объяснить в нескольких словах, что конкретно является реформой очень сложно. Но, мне кажется, я нашел один отличный пример. Повышение цен на газ и тепло для населения – это настоящая реформа. После многих дискуссий на данную тему, я прекрасно понимаю, какое отторжение вызывает эта фраза, поэтому прошу дочитать до конца, и лишь потом делать выводы. Текущий баланс газа в стране выглядит следующим образом:

  • Общая добыча в 2014 году составляла 20,5 млрд. куб.м. включая 0,3 млрд. куб.м. которые добыл крымский "Черноморнафтогаз" в первом квартале, когда Крым ещё не аннексировала Россия.
  • Из общего объёма, 15,1 млрд. куб.м добыло ПАО "Укргазвыдобування", которое полностью контролируется НАК "Нафтогаз". На графике ниже хорошо видно, что объём добычи главного подобного предприятия в Украине не меняется уже больше десяти лет, почему так происходит в газодефицитной стране, читайте ниже.
  • "Укрнафта" добыла 1,7 млрд. куб.м., но так как предприятие операционно не контролируется государством, реализация газа населению им не проводилась.
  • "Черноморнафтогаз" нарастил добычу, однако предприятие находится в Крыму, и контроль над ним утерян.
  • Частные компании, реализующие газ промышленности по рыночным ценам добыли 3,3 млрд. куб.м., нарастив производство на 18% по сравнению с 2013 годом.

  • Общее потребление газа в 2014 году составило 42,6 млрд куб.м.
  • Население использовало 15,1 млрд куб.м, включая 0,5 млрд, потреблённые Крымом в январе-феврале. Выходит 14,6 млрд куб.м без Крыма. Также эта цифра не включает использование газа в зоне АТО в 0,4 млрд куб.м. Отметьте, что потребление газа населением практически не меняется уже десять лет. О механизмах, которые способствуют этому, также ниже.
  • ТКЭ и ТЭЦ которые вырабатывают тепло, горячую воду и электричество для населения потребили 7 млрд куб.м.
  • Бюджетные учреждения потребили 0,7 млрд куб.м.
  • На транспортировку и добычу потратили 3,7 млрд куб.м технического газа.
  • Остальные 15,7 млрд куб.м газа использовала промышленность.

Баланс газа за год, если считать без Крыма, складывается следующим образом:

  • В распоряжении Нафтогаза было 15,1 млрд куб.м добытых "Укргазвыдобування".
  • Расход газа "Нафтогазом" был: 14,6 - населению, 0,4 - зоне АТО, 7 - теплогенерации, 0,7 - бюджетным учреждениям и 3,7 – технический газ. Всего 26,4 млрд куб.м.

Как видно, утверждение, что стране полностью хватает газа собственной добычи для удовлетворения потребностей населения, является ложным. Ничего удивительного в этом нет. Власть всегда врала для того чтоб откладывать решение проблем на потом. Чего стоит только известным миф о самодостаточности Донбасса.

В 2014 году разница между потребностями и имеющимися ресурсами составила 11,3 млрд куб.м. Небольшую часть из этого дефицита – 1,7 млрд куб.м можно покрыть за счёт возвращения государственного контроля над "Укрнафтой", но пока этого не происходит, приходится использовать импортный газ. На приобретение 11,3 млрд куб.м в 2014 году потратили примерно $3,4 млрд. Такой дефицит возникает у "Нафтогаза" ежегодно. Деньги на его покрытие берут либо из наших налогов, либо, как практиковало правительство Януковича-Азарова, из кредитов и золотовалютных резервов.

Что случилось с золотовалютными резервами в 2014 и при чём тут "Нафтогаз"?

На начало года у нас было $20,4 млрд резервов. На конец осталось $7,5 млрд, из которых ликвидных, может быть, всего $3-4 млрд. Такой низкий уровень резервов является одной из причин стремительной девальвации валюты. Разница в $13 млрд была потрачена следующим образом:

  • $0,5 млрд на выплаты по государственным долгам;
  • $3,7 млрд потратили на интервенции для поддержки курса гривны;
  • $8,6 млрд потратили на "Нафтогаз" ($3,1 млрд – выплата долга "Газпрому", $1,7 млрд – выплата долга по еврооблигациям, $3,8 млрд – продажа валюты для оплаты импортного газа).

Как видим, затраты на продажу валюты "Нафтогазу" примерно равняются стоимости приобретения недостающего газа. Прочие $4,8 млрд являются платежами по долгам аналогичного дефицита прошлых лет. Это всё говорит о том, что девальвация валюты и дефицит "Нафтогаза" связаны напрямую. Более того, девальвация ещё сильней усугубляет проблему дефицита "Нафтогаза", об этом ниже.

Учитывая нехватку средств в бюджете, низкие оставшиеся доступные резервы на следующий год ($3-4 млрд) и ожидаемые выплаты по внешним долгам (около $10 млрд), а также невозможность получить внешние кредиты, становится ясно, что $3,4 млрд для покупки недостающих 11 млрд куб.м газа взять просто негде. Систему придётся менять. Варианта два: либо резко сократить потребление газа населением, что в таком объёме невозможно, либо существенно поднять цены и собрать эту сумму (или хотя бы часть) с украинцев.

Текущий механизм субсидий и кому он на самом деле помогает (нажмите, чтобы увеличить картинку)

Посмотрим, как сегодня продают газ в Украине. Система цен в нашей стране довольно сложная и запутанная. Тарифы разным категориям потребителей устанавливает специальная комиссия – НКРЭ. По состоянию на декабрь 2014 года цены выглядели так:

  • Промышленные потребители получают газ по рыночным ценам - $454 за тыс. куб.м + транспортировка и НДС приводят к общей цене $586 за тыс. куб.м.
  • Бюджетные учреждения (кроме ТЕЦ и ТКЭ) также закупают газ по рыночной цене.
  • Население платит очень по-разному, но если все сложить и добавить расходы на центральное отопление, то средневзвешенная цена газа получится 703 грн за тыс. куб. м. + транспортировка и НДС, выходит 1361 грн за тыс. куб.м. 

Цены на газ для населения – политический вопрос. Они устанавливаются НКРЭ в гривне и не изменяются автоматически с ростом курса, как цены на газ для промышленных предприятий. Это приводит к тому, что с девальвацией дефицит "Нафтогаза" ухудшается. Так, ещё в ноябре цена газа для населения равнялась $53 по курсу НБУ. А уже в декабре всего $44, в то время как недостающий газ "Нафтогаз" импортирует по $360.

Такое ценообразование приводит к искривлению экономических стимулов. Например, заниматься энергосбережением просто невыгодно, так как цены на газ низкие и устанавливаются политически, в то время как альтернативные источники энергии и вещи, снижающие потребление, продаются по ценам ближе к рыночным. Потребителю гораздо дешевле просто требовать от политиков не поднимать тарифы, чем утеплять квартиру, надеясь сэкономить в будущем.

Также девальвация никак не мотивирует население закупать меньше газа. При фиксированных тарифах в гривне изменение курса не влияет на ежемесячный счёт за газ. Разница между рыночной ценой и существующим тарифом (а это от 700 до 2500 грн в месяц в зависимости от разных категорий потребителей) может быть потрачена на закупку импортных товаров, что увеличивает спрос на иностранную валюту и приводит к дальнейшей девальвации. Более того, чем больше человек использует газа, тем больше он сэкономит.

Фото: EPA/UPG

Такой эффект приводит к одной из коррупционных схем, когда предприятия теплокомунэнерго завышают потребление газа списывая его не по счётчикам, а по теоретическим нормативам двадцатилетней давности. Разницу они продают по рыночной цене промышленным предприятиям. Как вы понимаете, если бы цены были одинаковыми, то подобная схема бы исчезла. В результате всех этих факторов потребление газа населением за последние 10 лет практически не изменилось.

Данная система субсидий не является социально справедливой. Украина - бедная страна. В то же время, есть примерно 200 тыс. домов, которые используют более 6 тыс. куб.м в год (обычно это большие дома с бассейном и/или теплицей). Субсидия (разница между тарифом и рыночной ценой) таким домохозяйством в год составляет около 620 млн грн! Зачем из моих налогов государство оплачивает бассейн условным Тигипко, я не понимаю. Ещё 1,5 млн больших домов, которые потребляют от 2,5 до 6 тыс. куб.м. в год недоплачивают около 26 млрд грн (это по курсу 13 грн за доллар) Возможно, большая часть из этих домов является просто энергонеэффективными, и люди, проживающие там, не смогут платить рыночную цену, но часть точно принадлежит более обеспеченной части населения.

Один миф (про самодостаточность в газе) был развенчан выше. Есть другой миф: украинский газ дешёвый. Тарифы на реализацию газа для компании "Укрнафтогаздобыча" устанавливает всё та же НКРЭ. На сегодня "Укрнафтогаздобыча" обязана продавать газ Нафтогазу по 350 грн за тыс. куб.м. по сегодняшнему курсу это меньше $20. По отсутствию роста добычи за последние 10 лет понятно, что данный тариф не включает инвестиции в разработку новых месторождений.

Но даже если считать, что это обоснованный тариф, то всё равно платежей от населения не хватает на покрытие расходов "Нафтогаза" на добычу, импорт и доставку газа. А значит, цены придётся поднимать.

Как будет все работать после повышения цен

Не стоит считать, что Украина такая уникальная страна, столкнувшаяся с проблемой энергетических субсидий. Подобные реформы за последние 20 лет прошли в 22 странах (отчёт МВФ в pdf). Из наших ближайших соседей в 90-х подобные реформы проводили Польша и Турция. К сожалению для всех нас, международный опыт говорит, что чем раньше мы перейдём на рыночные цены, тем лучше. Например, в Польше реформу пришлось проводить два раза. Сперва в начале 90-х, но цены тогда так и не стали рыночными, предприятия оставались дефицитными. Во второй раз реформу проводили уже во время кризиса 1998 года, когда на содержание убыточных предприятий у государства просто не было денег (прямо как у нас сейчас).

Повышение цен до рыночных будет иметь следующие эффекты (нажмите, чтобы увеличить; расчет производился по курсу 13 грн за доллар США):

Первый аргумент, который выдвигают противники повышения тарифов, что у людей нет "европейских зарплат, чтоб платить европейские цены на газ". Почему-то зарплаты хватает, чтоб платить не европейские цены на автомобили, а вот на газ не хватает. На самом деле это не проблема. Те люди которые не смогут платить, просто платить не будут. Они станут на учёт, и государство выделит им адресную субсидию для оплаты газа. По разным оценкам таких будет 50-60%, но даже с такой статистикой удастся полностью закрыть дефицит "Нафтогаза".

"В Нафтогазе воруют, вы сперва победите коррупцию, а потом мы будем платить". Как показал расчёт выше, при текущем потреблении газа и тарифах, нам и без коррупции не хватает 30 млрд грн. Государство может попытаться заставить всех установить счётчики и нормировать потребление газа, но, учитывая общую неспособность нашего государства сделать хоть что-то, дополнительное регулирование лишь увеличит коррупцию.

Что будет, если цены не поднять?

Деньги на покрытие ежегодного дефицита Нафтогаза в 30 млрд грн (при нынешних тарифах и курсе в 17) можно найти из нескольких источников.

Кредиты. Так делали раньше, сейчас уже никто нам кредиты на подобное не даст. Одним из условий МВФ является как раз поднятие тарифов на газ.

Использование золотовалютных резервов. Их хватит только на этот год, также мы будем вынуждены объявить дефолт, ведь на выплату долгов денег не хватит, что полностью закроет возможность кредитоваться на следующие 5 лет. Что тогда делать в 2016?

Финансирование из бюджета. Бюджет сейчас является дефицитным и изменение этому в скором времени не предвидится. Поэтому есть два варианта:

  1. Поднять налоги, но текущая налоговая нагрузка в стране и так чрезмерная. К тому же всё равно 73% налогов платит непосредственно население поэтому не проще ли просто повысить цены на газ?
  2. Печатать деньги. В этом году наличная денежная масса выросла на 55 млрд. грн., а инфляция составила 25%. Понятно, что печать 30 млрд. грн. ежегодно приведёт нас к гиперинфляции уже в 2017. Также это будет способствовать девальвации, что лишь осложнит проблему.

Перестать импортировать газ. Недостающие 11,3 млрд куб.м в год можно найти следующим образом:

  • 2 млрд куб.м - вернуть контроль над "Укрнафтой".
  • 0,4 млрд куб.м - перестать поставлять газ в зону АТО.
  • 8,9 млрд куб.м - снизить поставки населению и темлокумунэнерго на 40%!

Примерно это и произойдёт, ведь денег на закупку импортного газа не будет. 

Как видно, любой из вариантов лишь откладывает и усугубляет проблему. Вот почему альтернативы реформе энергетических субсидий и повышению тарифов нет. К этому стоит готовиться уже сегодня.

Ах да… как заработать? Наиболее грамотные читатели уже спешат открывать свои предприятия по улучшению энергеэффективности домов, ведь скоро это будет рынок с миллиардными оборотами.

Алексей СоболевАлексей Соболев, член совета директоров CFA Society Ukraine
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram