ГлавнаяЭкономикаГосударство

Последние наставления Бендукидзе

Вчера ушел из жизни архитектор грузинских реформ Каха Бендукидзе. Бывший президент Грузии Михаил Саакашвили написал, что Бендукидзе должен был занять правительственный пост в Украине. По сведениям журналиста Андрея Черникова, речь шла о должности руководителя Антикоррупционного бюро. Ради этого, пишет журналист, Бендукидзе был готов получить украинское гражданство.

26 октября в англоязычной украинской газете Kyiv Post вышло открытое письмо "Рекомендации по немедленным действиям для решения финансового кризиса в Украине" за подписью нескольких выдающихся людей: Дарона Аджемоглу (профессор экономики, Массачусетский технологический институт, США), Андерса Ослунда (старший научный сотрудник, Институт Петерсона, США), Кахи Бендукидзе (председатель Свободного университета, Грузия), Олега Гаврилишина (адъюнкт-профессор, Университет Джорджа Вашингтона, США) и Бейзила Калимона (почетный профессор, Ivey Business School, Западный Университет, Канада).

LB.ua приводит перевод этих рекомендаций (по сути - последних наставлений Бендукидзе украинским властям) ниже.

Фото: www.dyvys.in

Дефицит бюджета Украины стал взрывоопасным из-за неопределенности, созданной внешней агрессией, и слабыми экономическими показателями страны.

На 2014 год МВФ оценивает фактический дефицит [бюджета] в 10,1% от ВВП.

Тем не менее, дефицит может быть даже большим, может приблизиться к 15% ВВП, если учесть внебюджетные расходы. По оценке МВФ финансовый дефицит одного только Нафтогаза в этом году составляет порядка 7,6% ВВП.

Такой дефицит нельзя закрыть повышением сокращающихся налоговых поступлений. Нельзя его закрыть неинфляционным финансированием из-за резкого роста премий за риск за размещение суверенного долга. Он стремительно выросл с 40% ВВП в 2013 году до 68% ВВП по базовому сценарию МВФ. В более пессимистических сценариях говорится о том, что долг превысит 100% ВВП в наихудшем случае.

При более благоприятном сценарии с ранним урегулированием конфликта на востоке, МВФ прогнозирует, что финансовое состояние страны будет устойчивым.

Тем не менее, в нынешней ситуациии в Украине, благоприятный сценарий может не осуществиться, и тогда бюджетная позиция не будет финансово устойчивой. Ради национальной безопасности Украина должна резко сократить свои государственные расходы. Это уже не вопрос финансов, а вопрос национального выживания. Целью Украины должно быть сокращение госрасходов на 10% ВВП в течение года, если правительство хочет избежать дефолта и денежного хаоса.

Госрасходы Украины слишком высоки - они достигают 53% ВВП по оценке МВФ на 2014 год. Остается единственная возможность преодолеть дефицит бюджета - сократить расходы. Если ничего не делать в этом направлении заранее, расходы будут жестко урезаны по необходимости из-за возможного отсутствия доходов. Чтобы закрыть дефицит, правительству придется "принудительно" сокращать расходы, замораживая бюджетные платежи и проводя случайны сокращения. Одновременное прекращение всех платежей будет худшим из возможных результатов.

Фото: www.dyvys.in

Поэтому мы рекомендуем немедленно разработать стратегию сокращения бюджета с упором на наименее желательные госрасходы. Такое сокращение будет также способствовать проведению давно необходимых структурных реформ, в частности, в энергетической сфере, и ликвидации субсидий.У Украины нет другого выбора, кроме как сосредоточиться на масштабных сокращениях расходов.

Это также согласуется со среднесрочной стратегией Украины на уменьшение размеров правительства и по стимулированию экономического роста.

С нынешней долей бюджетных расходов в ВВП в 53% ВВП Украина выделяется среди сопоставимых стран, как страна с чрезвычайно высокой долей участия правительства в экономике. Хотя в ряде стран Западной Европы доля правительства в экономике сопоставима, эти страны имеют более высокий уровень экономического развития.

Лучшие для сравнения страны, по-видимому, прибалтийские, имеют госрасходы на уровне 34-38% ВВП. Лучший стандарт для Украины, по всей видимости, Литва, имеет госрасходы на уровне 34% от ВВП, самый высокий экономический рост в Европе и лучшие социальные льготы, чем Украине.

В нынешней ситуации нереально и нежелательно наращивать госрасходы на что угодно, кроме самых важных военных расходов.

Вместо этого, правительство должно сосредоточиться на сокращении больших и ненужных госрасходах, которые могут быть сокращены быстро.

Можно выделить ряд крупных статей.

Во-первых, энергетические субсидии, которые, вероятно, составят 10% ВВП в 2014 году в соответствии с расчетами МВФ.

Это совершенно неоправданные субсидии, поскольку они делают Украину более слабой во всех отношениях: более зависимой от российского газа, так как заставляют самим производить меньше топлива и стимулируют его расход. Вместо этого украинское правительство должно устранить субсидии как можно скорее путем нормализации цен, предоставляя при этом бедным гражданам полную денежную компенсацию.

Второе большое сокращение должно быть направлено на старую номенклатуру. Многие из привилегий таких людей скрыты в однозначно высоких государственных пенсионных расходах, которые составляют не менее 18% от ВВП. Спецпенсии составляют 4% ВВП.

Фото: www.dyvys.in

Третья категория расходов, которые должны быть сокращена, в госзакупках, которые были вторым примером бесхозяйственности при Януковиче после энергетической сферы. При общем размере госзакупок в размере 10% от ВВП, половину этой суммы можно было бы спасти, если учесть стандартный откат при Януковиче около 50%, как об этом широко сообщалось.

Еще одна возможность для сокращений связана с избыточным регулированием и бюрократией. Если подойти с умом, сокращение ударят прежде всего по тем областям, где есть широкие возможности для коррупции. Например, значительная часть лишних контролирующих органов должна быть отменена, а их сотрудники - уволены.

Наконец, многие статьи расходов включают субсидии и якобы призваны помочь населению с низкими доходами, но крайне неэффективны, потому что они также предоставляется тем, у кого высокие доходы. Эффект от таких субсидий хорошо известен, это регрессивная, а не прогрессивная бюджетная политика.

Таким образом, Украина может в течение одного года сократить госрасходы не менее чем на 10% от ВВП, а пострадают только корыстные интересы. В то же время, одним из преимуществ такой политики будет возможность уменьшить налоговое бремя, в том числе социальный налог, что даст стимул для экономической активности. Единый социальный взнос должны быть сокращен до 25%, чтобы стимулировать появление частного бизнеса в официальной экономике.

Снижение этой величины будет означать положительные результаты с точки зрения высшего экономического благосостояния украинского народа, улучшения государственных финансов, большей справедливости, и более высокого экономического роста.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook и Twitter