ГоловнаЕкономікаБізнес

О запрете торговать домашними молоком и мясом

Привычные для многих украинцев домашние молоко, творог и мясо с января 2015 года пропадут с продовольственных рынков, гласит закон "О безопасности и качестве пищевых продуктов".

Фото: Макс Левин

Украинские законодатели преследовали благие цели: повысить качество и чистоту продукции, обеспечить ее "цивилизованный" сбыт, соответствовать требованиям ВТО по безопасности пищи, но, по обыкновению, провалили расчеты. За три года с момента вступления этого закона в силу государство так и не подготовилось к запрету на продажу домашней "молочки" и мяса дворового забоя: нет ни сети пунктов по приему молока от селян, ни скотобоен. Куда же денут свой товар сотни тысяч селян, которые, между прочим, производят как минимум половину этой продукции в стране? А если быть точнее – то, по последним данным Госстата, 74% молока и 44% мяса?

Заблокировать крупный и одновременно разрозненный рынок домашней продукции, считают эксперты, просто так не выйдет: хитер селянин, который не откажется от своего едва ли не единственного заработка и все-таки забьет скот в домашних условиях, а еще хитрее посредник, который скупит эту продукцию и сумеет обойти закон. В любом случае, опасаясь санкций и падения доходов, многие владельцы решат вырезать скот и больше не браться за это дело, тем более, что закупочные цены на продукцию животноводства и так снижаются, в то время как расходы на корма растут.

"Будет запрет, не будут разрешать продавать на рынке. Что произойдет? Первый возможный вариант – сокращение поголовья. Другой - активизация перекупщиков, которые будут скупать у населения за бесценок и везти опять-таки на неорганизованный забойный цех. Будем честно говорить: они найдут какой-то документ, который будет легализировать это мясо при выходе на рынок",- считает Николай Гриценко, руководитель направления "Развитие рыночной инфраструктуры" проекта USAID "АгроИнвест".

Евросоюз предлагал Украине типовые проекты современных небольших забойных цехов стоимостью около 200 тыс. грн, на которых бы выдерживались необходимые ветеринарно-санитарные нормы. Но предусмотренные законом 2 млрд грн для создания молокозаготовительных пунктов и боен так и не были выделены, говорит Гриценко.

"За полтора года уже бойни не создать. Сегодня мы в рамках проекта "АгроИнвест" сотрудничаем с Министерством аграрной политики относительно проектирования этих типовых боен. Проект одной бойни стоит около 200 тыс. грн и его нужно создавать 6 месяцев, а тогда уже привязка к земле, разрешения и все остальное", - добавляет Николай Гриценко. По его словам, немаловажен и ценовой вопрос: селянам должно быть выгодно обращаться в такие пункты, чтобы эти обязательства, опять же, не отбили в них желание заниматься животноводством. Ведь фактически это означает, что посредники и закупщики будут диктовать им свою цену.

Фото: Макс Левин

Исполнительный директор ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса" (УКАБ) Александр Вержиховский считает, что Украина не готова к введению запрета на продажу животноводческой продукции домашнего производства в заданные сроки, и поэтому его нужно отложить как минимум на пару лет. И не просто отложить, а обеспечить за это время хозяйства населения необходимой системой сбыта продукции, и без госпомощи тут не обойтись.

Действующий на украинских агропродовольственных рынках контроль качества продукции домашнего производства не отображает многих важных показателей.

"Практически невозможно проконтролировать и чистоту условий, в которых содержится корова, и действительно ли та бабушка, которая держит корову, придерживается санитарно-гигиенических норм, обрабатывается ли соответствующим образом вымя, не стоит ли это молоко летом в жару в ведре несколько часов. С точки зрения обеспечения параметров безопасности и качества необходимо отходить от практики реализации сырого молока и мяса дворового забоя", - отмечает Вержиховский.

На усиленном контроле молока от населения настаивает и глава совета директоров Союза молочных предприятий Украины Вадим Чагаровский. По его мнению, экспресс-исследования молока на лабораториях при рынках не могут выявить некоторых микробиологических показателей, для которых иногда требуется несколько дней.

"Я считаю, что нужно изменить ветеринарные правила по отношению к этой продукции. На такие показатели безопасности, как кишечная палочка, состав миклофлоры, в течение часа-получаса никаких результатов не будет», - подчеркивает он.

Большинство производителей молочных продуктов имеют дело с закупкой молока у селян и довольно часто негодуют по поводу его качества. Система заготовки этого сырья достаточно кропотливая и затратная, учитывая сложности с его хранением и транспортировкой. Однако частные компании ежегодно инвестируют средства в создание пунктов заготовки, ведь фермы и сельхозпредприятия не могут обеспечить достаточного количества молока для переработки. По данным Союза молочных предприятий, в 2012 году в Украине действовало около 9 тыс. молокозаготовительных точек, но этого количества никак не достаточно.

"Государственной системы по приему молока от населения до сих пор не создано за 22 года независимости. Мало того, та заготовительная система, которая сегодня существует, требует значительных изменений и инвестиций. Не знаю, откуда у государства будут деньги на создание такой сети", - считает Чагаровский.

Фото: Макс Левин

Сложившаяся ситуация дает понять одно: гордости Украины по поводу успехов в производстве продукции животноводства в 2015 году может прийти конец, ведь, как ни крути, агрохолдинги с их прогрессирующими мощностями не всесильны и не смогут взять на себя "пропитание" страны.

На "нет" могут сойти и старания правительства поддержать индивидуальные хозяйства за счет дотаций на сохранение поголовья крупного рогатого скота, ведь не имея возможности продать продукцию, селяне, скорее всего, решат от него избавиться. В бюджете страны на этот год для поддержки животноводства предусмотрено 650 млн грн, о строительстве боен и пунктов приема молока речь не идет. Но, что позитивно, часть этих денег пойдет на компенсацию селянам за сдачу на убой свиней и крупного рогатого скота – в среднем, 1,5-2 грн за килограмм живого веса. Тем не менее, на всех желающих их вряд ли хватит.

Пока вопрос ответственности и действий властей в этих условиях повис в воздухе, аграриям в который раз советуют объединяться в кооперативы по профилю (животноводческий, садоводческий, перерабатывающий и так далее) и решать проблемы самостоятельно. В частности, организовывать самим всю цепочку от производства и до сбыта на рынки или в розничные сети. К слову, кооперативное движение распространено в Европе и дает мелким фермерам возможность общего пользования техникой, оборудованием, налаженной системой сбыта, более выгодными условиями кредитования.

Другое решение, широко распространенное в Европе, - оптовые рынки скота, которые приспособлены для его содержания и убоя и решают таким образом проблему сбыта сельхозживотных. Условия цивилизованные (ветосмотр, выпас, уход), продажа почти стопроцентная – оптовики организовывают аукционы: цена формируется исходя из параметров самого животного. В Украине пока действует только одна такая площадка – рынок "Чародей" в Черкасской области (Жашков). Но из-за сложной логистики и необходимости платить за сервис, не все спешат продавать там свой товар. Таких рынков в Украине, считает его директор Василий Полищук, должно быть как минимум шесть, тогда можно будет говорить о конкурентоспособности мясной продукции от домашних хозяйств.

Запретить селянам торговать собственной продукцией безо всякой альтернативы – значит поставить украинское село в еще более сложные условия. Украине важно не уничтожить своего производителя. Иначе на рынке останутся только зарубежные мясные и молокопродукты. Низкие торговые тарифы в рамках ВТО и субсидии для европейских фермеров этому способствуют.

Анастасия НовиковаАнастасия Новикова, корреспондент "Интерфакс-Украина"
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram