ГоловнаЕкономікаБізнес

Молочная афера

Наконец свершилось то, что предрекали эксперты молочной отрасли еще полгода назад. Поддержанный Министерством агрополитики переход от субсидирования закупочных цен к выплатам прямых государственных дотаций производителям за сданное молоко и мясо на деле оказался фактической отменой и того, и другого. Теперь средства спецфонда пойдут на выплату компенсаций избранным компаниям. Однако судьба сыграла злую шутку с МинАПК. В решающий момент против него выступил извечный враг – «невидимая рука» рынка, существенно сократив размер соответствующих фондов.

Молочная афера
Фото: newportal.com.ua

Народные деньги на частные фермы

8 июня Николай Присяжнюк утвердил приказ №227 (см. приложения) о распределении бюджетных денег на поддержку производителей молока и мяса в сумме 2,03 млрд. грн. Согласно документу, 1,5 млрд. грн. должно быть направлено на возмещение расходов по строительству ферм, заводов по производству комбикормов и на закупку техники для животноводства. Еще 0,5 млрд. грн. – на субсидирование процентной ставки по кредитам, которые взяты для тех же целей. На возмещение же затрат по закупке племенного скота и приобретению доильных аппаратов планируется потратить… аж 20 и 10 млн. грн. соответственно.

Такое распределение средств вызывает, по меньшей мере, недоумение. Так, согласно данным Центра «Социальный мониторинг» за 2010 год, лишь 35% опрошенных хозяйств задумывались о строительстве, 31% – покупке доильных аппаратов, 24% – холодильных установок и 39% – племенного скота. И это хозяйства, население же, очевидно, ни о каком строительстве ферм и заводов даже не помышляет.

Может проблема с нехваткой «коровомест» и современных ферм, неожиданно обострилась в этом году? Как раз наоборот – поголовье продолжило сокращаться, а украинских переработчиков и производителей молока сейчас заботит нехватка доильного и охлаждающего оборудования (последнее, между прочим, в Украине не производится).

Дело в том, что разработанный министерством в 2011 году проект нового техрегламента (п. 11) предусматривает переход на стандарты ЕС, это означает полный отказ от ручной дойки и немедленное охлаждение сдоенного молока до 6 градусов. Того же требуют и условия вступления Украины в ВТО, причем на исполнение этого требования осталось лишь два года.

Неужели в министерстве об этом не знают? Ведь как еще можно объяснить тот факт, что на охлаждающие установки выделили аж НОЛЬ грн. из госбюджета? Думается, знают все и даже больше. Например, знают конкретные компании, которым нужно срочно помочь с созданием собственных ферм и комбикормовых комплексов.

Если это предположение верно, то все становится на свои места. Раз уж избранным компаниям еще только предстоит построить фермы и заводы, то зачем финансировать приобретение скота, который некуда поставить, и доильных аппаратов, которыми некого доить.

Черный год частника

В ходе своих прошлогодних выступлений министр агрополитики Николай Присяжнюк справедливо отмечал, что в Украине сложилась критическая ситуация с падением поголовья КРС. За последние пять лет ежегодно молочное стадо сокращалось в среднем на 6%. Режут коров, прежде всего, частники, чья доля на рынке перерабатываемого молока составляет 60-70%.

Источник: Госкомстат

Инициатива министерства по переходу от субсидирования закупочных цен к прямым бюджетным выплатам производителям обосновывалась желанием остановить этот процесс. Якобы, часть молокозаводов жульничает и не выплачивает крестьянам положенные субсидии, зато «кристально честные» чиновники эти деньги заплатят, и крестьянам станет выгодно держать коров.

Никакие заявления экспертов о невозможности наладить учет того, сколько каждая конкретная корова сдала молока, а также кому и сколько из 1,6 млн. домохозяйств нужно заплатить, услышаны не были. Как не были услышаны и аргументы, что при выплате дотации на голову, а не на литр, в Украине расплодится стадо бумажных коров, а заодно доходяг, которые пригодны лишь для получения дотаций.

Чиновники упорно гнули свое, – без выплаты селянам конкретной суммы за каждую сохраненную буренку нам украинское животноводство не спасти, – и победили. Однако победа оказалась Пирровой. Потеряв интерес к наполнению дотационного фонда, переработчики оптимизировали платежи НДС в бюджет. По сообщению министерства, на 16 июня 2011 г. на спецсчете Госказначейства аккумулировано лишь 222,6 млн. грн. НДС, что в 3,5 раза меньше поступлений за аналогичный период прошлого года.

Видимо, окончательно убедившись, что денег «на всех не хватает», в министерстве агрополитики решили вообще отказаться от поддержки частников, за которую так горячо ратовали еще полгода назад. 29 июня первый замминистра Николай Безуглый заявил, что «как показала практика, дотации на производство молока не дали положительных результатов». Поэтому в этом году решено сосредоточиться на дотировании строительства новых ферм.

Фото: Макс Левин

Теперь сокращение производства молока населением перестало быть досадной помехой, портящей общую благополучную статистическую картину развития отечественного АПК под мудрым руководством министерства, партии и правительства.

По словам того же Безуглого, Министерство планирует еще до 2015 года довести долю крупных производителей молока (предприятий) в общем объеме переработки до 50% вместо нынешних 30-40%. Если же учесть тот факт, что в первом квартале 2011 года на переработку от населения уже поступило на 9% меньше молока, чем в прошлом году, задача министерства становится более чем выполнимой, причем досрочно. Долю крупных производителей можно довести и до 100%, если, например, экспроприировать буренок у селян.

Здравый смысл когда-нибудь победит?

1,6 млн. домохозяйств – собственников коров, это, по меньшей мере, 4 млн. одних из самых дисциплинированных избирателей. При этом вполне очевидно, как они отнесутся к реформе поддержки отрасли. К тому, что якобы для общего блага у них забирают дотацию на молоко и мясо, чтобы кто-то построил себе несколько ферм.

Раньше других это поняли депутаты-аграрии, в частности, автор ныне действующей схемы господдержки – Екатерина Ващук. Теперь она выступает за отмену ею же разработанной, внесенной и «пробитой» нормы законодательства.

Фото: delfi.ua

Ее поведение понятно, ведь представители блока Литвина не могут полагаться на прохождение в ВРУ по партийному списку. Им придется избираться по своим сельским мажоритарным округам.

Судьба же министра АПК, напротив, от настроений избирателей и исхода выборов практически не зависит, да и сохранится ли нынешнее правительство до конца 2012 года – большой вопрос, а поруководить молочными деньгами можно уже сейчас.

Остается надеяться, что здравый смысл когда-нибудь победит, и позиция Екатерины Вашук и аппарата президента (который поддержал ее поправку - см. таблицу ниже) возобладает над позицией министра агрополитики Николая Присяжнюка.

Пока же парламент снял ее с рассмотрения. Как заявили в аппарате председателя налогового комитета ВРУ Виталия Хомутынника, прошло еще слишком мало времени, чтобы оценить воздействие новой схемы господдержки на сельское хозяйство страны, поэтому к ее рассмотрению решено вернуться во время осенней сессии.

Фото: Макс Левин

В свою очередь, Михаил Чечетов оказался еще более откровенен. По его словам, в данном вопросе мнение депутатов имеет второстепенное значение, голосование же фракции определяется позицией министра агрополитики, которому партия всецело доверяет.

Что ж, может действительно стоит подождать до осени, когда станут известны названия и собственники конкретных фирм, получивших госфинансирование, а также в курс дела войдет новый ответственный за реформирование АПК – Андрей Клюев. Ему ведь вряд ли понравится, если в результате реформ увеличится лишь количество ферм, а не объем надоев, а мнение вице-премьера, надо полагать, будет для Чечетова и фракции ПР еще более весомым, чем мнение министра.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram