"Нынешний рост цен вызван субъективными факторами. Приостановлен импорт нефтепродуктов компанией «Ливела», имевшей право (по решению суда, которое отменили), на их ввоз без уплаты акциза и НДС. В середине ноября группа «Приват» повысила цену на бензин на своих АЗС на 15 копеек", — говорит директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
Если Налоговый кодекс будет принят с 2011 года, то вырастет акциз на 50 евро/т, что приведет к росту цены на бензин на 40—50 коп./л. Также ситуация может усугубиться, если будет введена пошлина на импортную горючку в размере 120 евро/т. Цель — дать толчок развитию наших НПЗ, которые из-за неконкурентоспособности с заграницей никак не освоят выпуск низкосернистых (и более экологически чистых) бензинов стандарта Евро-4 и Евро-5, - говорит эксперт.
«Пошлина в 120 евро приведет к подорожанию импортного бензина на 1 грн. за литр. Его доля — 30—35%, но надо понимать, что цены на привозное топливо — ориентировочные. Очевидно, что на гривну поднимутся цены на всех АЗС", — считает Куюн.
По мнению руководителя информационно-аналитического центра Forex Club Николая Ивченко, введение пошлины на импорт не даст ожидаемого результата: наши НПЗ нуждаются в реконструкции, а денег на это нет. Но при этом доля более качественного, чем наш, импортного бензина сократится втрое. Повышение стоимости литра бензина почти на 1,5 гривны (если правительство одобрит инициативу Минтопэнерго) чревато ростом продаж дешевой «бодяги».
Напомним, Верховная Рада сохранила в проекте Налогового кодекса увеличение ставки акцизного сбора на бензины моторные на 37,9% с 132 евро до 182 евро за тонну с 2011 года.