Нацбанк тянул – вытянуть не смог
Осенью 2008 года, когда у 9-го по размерам активов банка «Надра» появились первые проблемы, спасать его вызвался НБУ. Он выделил финансовую помощь «Надрам» общей суммой 7,7 млрд. грн. Но столь внушительные деньги финструктуру не спасли. Зато Генеральная прокуратура обвинила бывшего руководителя и акционера банка Игоря Гиленко в расхищении средств в особо крупных размерах и объявила его в розыск. А уже 10 февраля 2009 года НБУ решил ввести в банк временную администрацию, которую возглавила Валентина Жуковская, ранее работавшая первым заместителем председателя правления Укрсоцбанка.
Через месяц Валентина Борисовна вынесла вердикт – банку для оздоровления необходимо еще 5 млрд. грн. Тогда Нацбанк обратился за помощью в Кабмин с просьбой рассмотреть вопрос финансовой поддержки этого системного банка. Правительство предупредило, что это возможно, если временному администратору удастся договориться об отсрочке выплат по внешним долгам финучреждения на сумму около $900 млн. Однако переговоры о реструктуризации долгов затянулись – около 120 кредиторов из 100 стран мира не соглашались на предложенные банком условия и настаивали на полном погашении долга по истечению срока договоров.
Первые сдвиги в переговорном процессе датируются 24 ноября 2009 – тогда г-же Жуковской удалось договориться и подписать соответствующие документы об условиях реструктуризации еврооблигаций на сумму $175 млн. Но Кабмину этого было мало – чиновники не видели смысла спасать банк «Надра».
Фото: Макс Левин
Премьер тянула – не вытянула
Несмотря на отказ Кабмина поддерживать «Надра» материально, 23 декабря правительство Юлии Тимошенко и Нацбанк подписали совместное постановление о переводе части активов и пассивов «Надр» в уже государственный Родовид Банк, который к тому времени уже работал и с долгами обанкротившегося Укрпромбанка перед физическими лицами. В Минфине подсчитали, что для перевода обязательств «Надр» придется выделить Родовид Банку еще 6,5 млрд. грн.
Но за несколько дней до окончания полномочий временной администрации Валентина Жуковская предъявила программу финансового оздоровления банка, разработанную совместно с инвестором, которым оказался Дмитрий Фирташ. Это спутало НБУ все карты. Они тут же начали рассматривать вариант спасения банка с участием частного инвестора и отказались от схемы перевода пассивов и активов в Родовид Банк. После чего Кабмин отозвал свою подпись под совместным постановлением с НБУ о переводе депозитов и активов банка «Надра» в Родовид Банк.
Инвестор тянет-потянет
Интерес к «Надрам» собственник Group DF проявлял еще до введения в банк временной администрации. В ноябре 2008 года Дмитрий Фирташ подписал предварительное соглашение о покупке 86,7% акций банка «Надра». Тогда сделку оценивали в $600 млн. «У этого банка прочная база активов и отличная управленческая команда. Наш приоритет – укрепить его стабильность и обеспечить капитальные вложения», – отмечал тогда Дмитрий Фирташ.
Однако завершить сделку не удалось – в декабре премьер Юлия Тимошенко обвинила руководство НБУ и банка «Надра» в сговоре и незаконном выделении 7 млрд. грн. рефинансирования. Дмитрий Фирташ в январе 2009 года отказался от покупки банка, аргументируя свое решение пагубным для финструктуры действием правительства. Почти год г-н Фирташ со стороны наблюдал за происходящим вокруг «Надр», но накануне принятия чиновниками НБУ окончательного решения по банку вдруг снова выразил готовность участвовать в спасении учреждения. Правление НБУ три дня заседало по этому вопросу и решило продлить временную администрацию в банке еще на год – до 10 февраля 2011 год.
Фото: novostey.com
Хотя в платежеспособности Дмитрия Фирташа НБУ сомневался, программа финансового оздоровления банка была подписана. По расчетам НБУ, которые он в конце прошлого года предъявлял в Минфин, «Надрам» необходимо было увеличить капитал на 6,5 млрд. грн. Дмитрию Фирташу удалось поторговаться с чиновниками НБУ и прийти к сумме 6 млрд. грн. В этом году в «Надра» должны завести две дозы средств общей суммой 2,8 млрд. грн, остальные деньги поступят не ранее 2011 года. По договору и согласованной программе финансового оздоровления Дмитрий Фирташ должен был внести 1 млрд. грн в капитал банка до 1 марта сего года. Правда, до указанной даты деньги не поступили. Отсрочили до 17 марта – прошел платеж позавчера или нет, пока неизвестно.
Банковская тайна
Тема банка «Надра» сейчас закрыта для обсуждения чиновниками НБУ. Они трижды плюют через плечо и стучат по дереву, когда заходит разговор об этом учреждении. И неслучайно, ведь щедрость г-на Фирташа – это последний шанс достойного выхода из ситуации с этим проблемным банком. Иначе придется его ликвидировать или снова просить новый Кабмин о рекапитализации. В первом случае НБУ просто разорит Фонд гарантирования вкладов физлиц, активы которого сейчас составляют немногим менее 4 млрд. грн, а вкладов в банке «Надра» – на сумму 6,9 млрд. грн. В случае рекапитализации велики шансы повторного отказа правительства, так как экономических оснований такой инвестиции не видят и в Партии регионов. Поэтому-то чиновники НБУ и готовы идти на уступки Дмитрию Фирташу и переносить сроки внесения первого транша.
Многие банкиры и аналитики не понимают цели такой инвестиции со стороны Дмитрия Фирташа. На сегодняшний день у банка «Надра» бренд с отрицательной стоимостью, гора обязательств размером 24,4 млрд. грн, а также плохой кредитный портфель, в котором невозвраты составляют по разным оценкам 35–50%.
В частности, в первых рядах на возврат средств стоят 600 тыс. вкладчиков физлиц, с суммой долга перед ними 6,9 млрд. грн. 1,6 млрд. грн на начало года банк задолжал юрлицам, 7,1 млрд. грн – долг перед НБУ и $900 млн. – задолженность перед иностранными кредиторами. Активов банка на начало года насчитывалось на сумму 24,8 млрд. грн. В итоге за 6 млрд. грн. Дмитрий Фирташ покупает гору проблем. Эксперты говорят, что сумма необходимых вливаний в эту финструктуру составляет как минимум 10–12 млрд. грн. Поэтому Дмитрию Фирташу в будущем придется искать дополнительные средства, если он все-таки желает делать бизнес на этом банке. Есть мнение, что он покупает учреждение вовсе не для его санации, а чтобы замести следы вывода кредитов рефинансирования, выделенных банку в 2008 году, к коим якобы он был причастен. Следуя другому мнению, установив контроль над «Надрами», г-н Фирташ получит рычаг давления на других бизнесменов, которые кредитовали свои компании в банке.