ГоловнаЕкономікаБізнес

Украина взаймы, или «Странный МВФ»

Международный валютный фонд заявил о запланированном выделении нам четвертого транша кредита stand-by в размере $3,7 млрд. грядущего 15 ноября.  Разделим требования МВФ на три условных части: выполнимые полностью, выполнимые частично и те, которые не будут выполняться apriori, при любых условиях.

 Первая группа. Есть требование «урегулировать усиление независимости Нацбанка». Что это означает на практике? Есть некая, собранная при участии МВФ рабочая группа, создающая пакет законов. Нормально? Вполне! В чем проблема? Ну, работает себе группа – и пускай нарабатывает, а примут ли эти законы – вопрос другой, никто никому легкой жизни не обещал, нарабатывать – это одно, принимать – другое… В МВФ забыли «советский принцип»: хочешь завалить дело – создай комиссию…

Еще одно требование МВФ – правительство обязуется подготовить концепцию мер для реализации в рамках бюджета на следующий год новаций в пенсионной и налоговой политике. Будет выполнено, уверен в наших бюрократах. Что наши умеют делать, так это «вживати заходів», выписывать концепции. А вот что дальше, об этом говорить бессмысленно – речь идет о следующем бюджетном годе, когда концепция борьбы добра со злом может радикально поменяться.

Вторая группа. «Занудный» МВФ требует урегулирования украинскими властями ситуации вокруг проблемных «Укрпромбанка» и банка «Надра»; названия финучреждений, что понятно, в документах МВФ не называются, но все читается прозрачно, между строк. Говоря нормальным человеческим языком, МВФ хочет, чтобы в банки вернули деньги те, кто их оттуда вывел, или чтобы государство банки рекапитализировало. Ну, хотеть не вредно, не для того деньги выводили, чтобы их возвращать, – сие не под силу даже МВФ. А вот что касается рекапитализации – первый зам главы НБУ А.Шаповалов уже заявил в эфире «5 канала», что реструктуризацию внешней задолженности банка «Надра» завершат как раз к 15 ноября – аккурат к деньгам МВФ. По «Укрпромбанку» ситуация другая – как заявил и.о. министра финансов Игорь Уманский, НБУ и Минфин согласовали передачу правительству активов и пассивов этого банка. То есть денег рекапитализации «Укрпромбанк» не увидит, его активы правительство выведет, к примеру, в «Ощадбанк» или другой госбанк. Но с активами понятно, а что будет с пассивами?

Правительство уже заявило о вводе в руководство «Надр» и «Укрпромбанка» своих людей, Игоря Францкевича и Андрея Кириенко соответственно: Юлии Тимошенко нужны «свои глаза» в проблемных финучреждениях, а то еще и деньги, выделенные на рекапитализацию, выведут – потом ищи-свищи. 

Ну и третья группа. «Садисты» из МВФ хотят – форменное издевательство! – запретить правительству использовать деньги НБУ для финансирования Евро-2012, требуют повысить цены на газ для населения и не увеличивать социальные выплаты.

Только просчетом БЮТ можно объяснить отсутствие заявлений блока о том, что в МВФ сидит кто-то, сотрудничающий с Партией регионов и мешающий Юлии Тимошенко (и всем силам добра, шире говоря, «трудящимся»). Ибо как могут заграничные силы ставить ультиматум не кому-нибудь, а Верховной Раде, которая 27 августа преодолела вето президента Виктора Ющенко на закон №4735-1 и обязала НБУ дополнительно внести в бюджет 9,8 млрд. грн. на финансирование программы подготовки страны к Евро-2012? И спикеру Владимиру Литвину, который 9 сентября этот закон подписал. Не исключаю, что если МВФ будет настаивать на своем требовании о Евро-2012, в Киеве его объявят антиукраинской организацией и обратятся по этому поводу к Мишелю Платини.

Цена на газ. Повышение цен на газ с 1 сентября 2009 года, якобы зафиксированное договоренностями Украины и МВФ, о чем 7 сентября заявил директор департамента внешнеэкономических связей Национального банка Украины Сергей Круглик, – бред сивой кобылы, ошибка памяти. Каждому сотруднику МВФ следует повесить у себя в кабинете собственноручно изготовленный плакат с цитатой из речи Юлии Тимошенко от 25 августа сего года: «Не будет никакого повышения цен на газ». К тому же представительство МВФ в Киеве как зарегистрированное в Украине юрлицо обязано выполнять решение Окружного административного суда Киева от 31 августа 2009 года, который признал незаконным постановление Национальной комиссии регулирования электроэнергетики о повышении цен на газ для населения. Хочет МВФ повышать цены – пусть судится в Украине, никто не мешает. Пусть подает иск на это решение Окружного административного суда в Высший хозяйственный суд.

А если серьезно, то напрашивается много нелицеприятных выводов.

Первый – Украина живет на содержании МВФ. Говорят, каждый из нас, включая только что родившихся младенцев, уже должен МВФ 18 тыс. грн.

Вывод второй – конечно, нельзя меркантильничать, говорить о деньгах там, где идет речь о триумфаторах светлого дела Оранжевой революции. По этой же причине, конечно же, речь не может идти о секвестировании госбюджета. Хотя в нормальной стране надо было бы начать не с получения кредитных денег, а с сокращения государственных расходов.

Вывод третий. Неизвестно, как реализация требований МВФ повлияет на курс гривны. Думаю, отрицательно, если учесть, что для оплаты газа населению может понадобиться больше «налички».

Вывод четвертый – а между тем, деньги МВФ на социальные выплаты украинским властям не очень-то и нужны. Мои источники утверждают, что в Госказначействе для этого есть изрядная сумма. А еще могут быть поступления от приватизации. Эх, было бы неплохо принять закон, согласно которому деньги от довыборной приватизации всегда перечисляются после выборов…

Вывод пятый – большинство требований МВФ выполнены не будут. Не потому что они плохие, просто украинские власти привыкли, что Запад своим фаворитам прощает все. Этот подход, в силу определенной душевной конструкции, публично сформулировал 4 апреля этого года «бютовец» Александр Фельдман: «…мы знаем из всего нашего многолетнего опыта взаимоотношений с МВФ – никакие условия никогда толком не выполнялись, и на это МВФ всегда закрывал глаза. МВФ – это международная бюрократическая организация, у которой такая работа – давать деньги и что-то требовать, потом писать отчеты, доклады. Это такие правила – они дают свои пожелания, мы берем деньги и думаем, как потом «съехать»… В МВФ, я думаю, тоже прекрасно понимают, что никто накануне президентских выборов не собирается это выполнять». Можно только поблагодарить Александра Фельдмана за откровенность.

Вывод шестой – 28 июля 2005 года об этом на слушаниях в Конгрессе США сказал заместитель госсекретаря США Дэниел Фрид: «Новое украинское руководство не использовало политический капитал, который оно получило от Оранжевой революции. Почти каждое посткоммунистическое правительство, начавшее реформы, не было переизбрано. Правительства, начинающие реформы, благодарят позже, уже посмертно». Прошли годы. И вот в своих выступлениях представители гражданского общества Украины И.Когуто и А.Черненко заявляют, что «Украине очень нужны комплексные реформы, но нет лидера, готового пойти на непопулярные шаги для их осуществления».

На самом деле, поражает, что пять лет – с 2004-го, понадобилось на то, чтобы сделать такой вывод. Никто и не будет проводить реформы, пока деньги МВФ – этот наркотик, плата за лояльность Западу – будут «успокаивать» даже мысль о том, что такие реформы надо когда-нибудь все-таки провести.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram