ГлавнаяЭкономикаБизнес

Таможня дала добро. Константину Жеваго

Кабмин разрешил провозить подакцизные товары через судостроительный завод «Залив», который входит в бизнес-империю миллиардера Константина Жеваго. Такая щедрость правительства поможет фармацевтическому бизнесу олигарха.

Таможня дала добро. Константину Жеваго

Тихий залив
Керченский судостроительный завод «Залив», подконтрольный народному депутату от БЮТ Константину Жеваго, получил право на обслуживание операций по экспорту-импорту подакцизных товаров. Об этом говорится в постановлении №752, которое было утверждено Кабинетом министров 22 июля 2009 года. В частности, в документе сказано: «дополнить перечень пунктов пересечения подакцизными товарами таможенной границы Украины словами «ОАО «Судостроительный завод «Залив» г. Керчь».

Разрешение распространяется на все подакцизные товары, кроме табака и алкоголя. То есть через «Залив» можно будет ввозить и вывозить легковые автомобили, этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию, бензин и дизтопливо.

 

 

До этого международные операции с подакцизными товарами на море осуществлялись в нашей стране только в государственных торговых портах. Кроме того, в Керчи уже есть пункт пропуска подакцизных товаров – на территории стабильно работающего ГП «Керченский морской торговый порт», который расположен неподалеку от завода «Залив».

Пресс-секретарь завода «Залив» Марина Романика сообщила, что разрешение на организацию экспорта-импорта подакцизных товаров необходимо для «одной структуры, расположенной на одной территории с заводом, но не связанной технологически с заводским производством». Что это за «структура», пресс-секретарь отказалась сообщить.



Чьими заботами
Постановление №752 завизировано в Министерстве транспорта и связи. Но в пресс-службе этого ведомства уверяют, что появление в перечне пунктов пропуска «подакциза» частного предприятия инициировано Государственной таможенной службой Украины.

В ГТСУ подтвердили, что еще в конце апреля предложили правительству расширить перечень пунктов пропуска подакцизных товаров за счет завода «Залив». «Это сделано для удобства экспортеров-импортеров. Любой формы собственности», – отрезали в пресс-службе ГТСУ. Канцелярия Кабмина отправила это предложение на утверждение Минтранса.

Поначалу транспортное ведомство противилось предложению таможни. По неофициальной информации, оплотом сопротивления был тогдашний глава Минтранса Иосиф Винский. «Сейчас, когда нет человека, который персонально отвечает за решения, одобренные Минтрансом, самое время для «проводки» всевозможных схем, направленных в обход государственного сектора экономики», – комментирует «Левому берегу» ситуацию Иосиф Винский. По его мнению, новый пункт пропуска даже оттянет на себя часть грузопотока из государственных портов. И обслуживание этих грузов не потребует от частников значительных капиталовложений – ведь подакцизные товары, в отличие от таких грузов, как зерно, руда или уголь, не требуют строительства дорогостоящих перевалочных комплексов.

Государство рискует остаться без части налогов и сборов, ведь товары будут пересекать границу на частной территории, где контролировать их прохождение через границу будет сложнее, говорят эксперты. «Главное условие, которое следует соблюсти при экспорте-импорте подакцизной продукции, – это наличие жесткого государственного контроля. Здесь все зависит от профессионализма таможни – будь это в государственном порту или на частном складе. Хотя когда госчиновник на своей, державной территории, ему проще», – говорит глава подкомитета Верховной Рады по вопросам акцизных сборов, народный депутат Александр Васильев.

Руководители государственных портов также удавлены решением правительства. Начальник ГП «Одесский морской торговый порт» Николай Павлюк считает, что допуск новых игроков на рынок портовых услуг возможен только в условиях роста грузопотока, но не сейчас, в период экономического спада. «В настоящее время порты загружены только благодаря перевалке зерна, и тут все дело в хороших урожаях. Но если год будет неурожайным, в портах будет избыток мощностей», – уверен он.

В качестве примера г-н Павлюк приводит ситуацию в соседнем, также государственном Илличевском морском торговом порту. Там значительный объем грузов оттянул на себя приватизированный Илличевский морской рыбный порт. Чтобы ситуация не повторилась у них, Одесский МТП выкупил при первой же возможности соседний одесский судоремонтный завод, хотя тот и показывал убытки. «Нам пришлось пойти на этот шаг потому, что стало известно о существовании схемы, по которой после приватизации завода его переоборудуют в торговый порт», – пояснил Николай Павлюк.

Запах лекарств
Завод «Залив» входит в финансово-промышленную группу «Финансы и кредит». Наиболее влиятельными лицами в ней являются народный депутат от БЮТ Константин Жеваго и министр жилищно-коммунального хозяйства Анатолий Кучеренко, попавший в правительство по квоте НУ-НС.

Структурно группа «Финансы и кредит» представлена тремя основными подразделениями: финансы (банк «Финансы и Кредит»), машиностроение (холдинг «АвтоКрАЗ», куда входит и судостроительный завод «Залив») и горно-металлургическое направление (Полтавский ГОК). Кроме того, «Финансы и кредит» имеют отношение к мясопереработке (комбинат «Кременчугмясо»), шинному (белоцерковская «Росава») и фармацевтическому бизнесу (корпорация «Артериум»).

Из всего перечисленного собственный пункт ввоза подакцизных товаров может пригодиться для развития фармацевтического бизнеса («АвтоКрАЗ» производит грузовые автомобили, которые не подпадают под акциз).

Именно фармацевтическое направление сильно пострадало от экономического кризиса. В первом полугодии 2009-го завод «Киевмедпрепарат», входящий в корпорацию «Артериум», сократил чистую прибыль на 38% по сравнению с таким же периодом 2008 года. Одна из причин этого – курсовые колебания, которые привели к росту цен на лекарства и сокращению спроса. По словам старшего аналитика компании Dragon Capital Тамары Левченко, «Артериум» для изготовления лекарств использует до 70% импортного сырья. В 2008 году расходы на импорт у предприятий корпорации составили около 250 млн. грн. В этом же году из-за падения курса гривны расходы на импорт наверняка увеличатся.

К тому же в среде фармбизнеса все чаще говорят, что действующая сегодня нулевая ставка акциза на спирт для производителей лекарств будет отменена, что приведет к новым убыткам. 
В такой ситуации иметь «свою таможню» – очень соблазнительная перспектива. Ведь импортные спиртосодержащие материалы, необходимые для производства лекарств в Украине, облагаются акцизом и НДС. А как жестко таможня будет контролировать участок границы на территории частного предприятия после того, как она сама же инициировала открытие этого таможенного пункта, остается только догадываться.