ГоловнаКультура

Супергерои в подгузниках

В прокат выходит «Зеленый шершень», первая вылазка Мишеля Гондри в Голливуде.

Супергерои в подгузниках

Гондри – талантливый визионер, чьими инфантильными картонными кино-экзерсисами увлекается добрая половина киноманов всего западного мира. Только раньше он снимал камерное трогательное кино, сделанное практически из клея и картона, а теперь, после успеха в Голливуде, вдруг покусился на святая святых Фабрики Грез – на фильм о супергерое.

Ни для кого не секрет, что супергерои нынче другие – толпы ботаников, самовлюбленных эгоистов и надломленных сомневающихся личностей спасают наш мир от злодеев. Фильм «Зеленый шершень» должен был стать пародией на подобные фильмы, а сам Гондри – героем своего предыдущего фильма «Перемотка», где работники салона видеопроката переснимали «Космическую Одиссею» Кубрика.

В «Зеленом шершне» главный герой – бездельник и, в общем-то, дурак Бритт Рейд, просиживающий штаны в тени своего отца – владельца местной газеты и правдоруба. После смерти отца Рейд-младший знакомится с его помощником Като, талантливым механиком, который к тому же варит вкусный кофе. Выбравшись однажды на вечернюю прогулку, парни подрались с хулиганами и решили, что бороться со злом – это круто.

Напялив костюмы и катаясь по городу на тюнингованой папиной машине под песню «Ganstas Paradise» (самый смешной момент за весь фильм, ей-богу), Рейд и Като вступили на тонкий лед борьбы со Злом. Зло представлено в лице некоего Чудновского, очень милого дяденьки с лицом Кристофера Вальца, озабоченного тем, насколько страшно он выглядит и боятся ли его другие.

Как и во всех других фильмах про супергероев, здесь также присутствуют коррумпированный представитель власти и сексапильная блондинка, только вот первый – страшный нехаризматичный зануда, а вторая – очень повзрослевшая Кэмерон Диаз, появление которой намекает на то, что Гондри, очевидно, любит фильм «Ангелы Чарли».

Пара фирменных приемов Гондри, милых сердцу киноцитат и на этом, пожалуй все: неудобоваримая каша «Зеленого шершня» готова к употреблению. Только вот кто сможет переварить этот картонный комок – вопрос более интересный.

Очевидно, что Гондри не собирался снимать блокбастер, он хотел лишь поиграть в то, как если бы он его снимал. Весьма логичным было бы в таком случае сделать декорации из папье-маше и вместо настоящих взрывов пускать в камеру раскрашенную вату. Потому как огромное количество трупов, появляющихся по ходу того, как герои корчат из себя борцов со злом, а Зло корчит из себя персонаж из фильма Тарантино, мягко говоря, озадачивает. Ближе к финалу все это становится похожим на результаты деятельности того огромного игрушечного ребенка из третьей «Истории игрушек», разнузданно крушащего все на своем пути.

Впрочем, и наивность сценария (в качестве одного из соавторов выступил Сет Роген, исполнитель главной роли), и инфантильные режиссерские приемы могут убедить закоренелых поклонников таланта Гондри в том, что «Зеленый шершень» – это пародия и смелый плевок в целлулоидное лицо Голливуда. Тем не менее, фирменные приемы Гондри настолько не сочетаются с выбранной им темой, что в какой-то момент его становится жалко.

В попытке поиронизировать над супергероями, самое смешное, что Гондри у них обнаруживает – это, условно говоря, подгузники под красивым трико (в какой-то момент главный герой действительно оказывается в подгузниках, по собственной глупости, естественно). При этом создается впечатление, что метафорические памперсы надеты и на самом режиссере – после двух часов этого очень странного фильма становится понятно, что если это пародия, в первую очередь, на самого Гондри.

Создание традиционной пародии на такой неоднозначный постмодернистский жанр, как фильмы о супергероях, не так просто, как может показаться на первый взгляд. Возведение несерьезности в квадратную степень может в результате привести к нежелательным последствиям: как первоначальные особенности жанра, так и фирменные приемы того, кто пародирует, попросту не срабатывают.

Ведь пародия, как и любая форма юмора в данном контексте, – это деконструкция того, каким образом мы воспринимаем то или иное произведение искусства, будь это «Джоконда», или комикс про Бэтмена. В таком случае, «Хранители» Зака Снайдера больше подходят на звание пародии на фильмы о супергероях, потому что у Снайдера совершенно другие супергерои – всякие нездоровые элементы, назвать которых «героями» у обычного зрителя язык не повернется.

У Гондри же все на месте и вполне даже соответствуют современной тенденции «супергероем может быть каждый»: тюфистый Зеленый Шершень, его совершенно нехаризматичный напарник Като, видавшая виды умная блондинка-неудачница, злодей, который слишком переживает из-за того, что выглядит не очень по-злодейски, и Джеймс Франко в маленькой роли.

В то же время добавим сюда надмерную картонность всего происходящего и в итоге получим полный имаджинариум головного мозга, который простителен только Терри Гиллиаму, по причине того, что он его не выдает свои фильмы за блокбастеры. Мишель Гондри попробовал посмеяться над голливудским жанром, который показался ему детским, но, кажется, он сам еще не вырос из пеленок. Да и шутка получилась не смешной. Еще и в 3D.

В прокате с 3 февраля.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram