Олег, традиционный вопрос в последние дни уходящего года. Как 2010-й прошел?
Ой, дай Бог вспомнить. Это уже что-то старческое. Я уже не могу вспомнить, что в этом году было. Мы выпустили еще один сингл - песня «Відпустка». И продали «Запорожец», на котором разъезжали в клипе "Відпустка". Устроили аукцион и «Запорожец» улетел за 20000 гривен, которые направили в лагерь для детей из неблагополучных семей и детей-сирот на Черкасщине. Это уже вторая машина, которую мы продали. Первая - была «Волга».
Сейчас пишем новый альбом, уже готовы пару песен. Еще у меня в этом году был запущен проект «Джаз кабаре». Весной выпустил сингл, а сейчас - альбом, который называется «Жоржина». Это песни 30-х – 40-х годов прошлого века. Также в этом году я запел джаз. Кроме того, впервые сыграл, как диджей, рокотеку. Диджействую уже семь лет, но вот рокотека получилась только сейчас, хотя я уже основал такое движение, как этнодиско. И вот теперь сыграл рокотеку вместе с диджейкой Голди, которая приезжала из Лондона.
И как отреагировала публика?
Супер! Просто порвал! И Голди понравилось. Мы хорошо с ней вдвоем поработали. Роковые дискотеки сейчас очень популярны в Штатах. Еще больше - в Канаде. Да, и в Европе тоже. А вот у нас никогда такого не было.
Рокотека? - впервые слышу такое название.
Рокотека, это я придумал.
А еще, недавно вы презентовали свой новогодний анимационный клип.
Да, захотелось придумать полноценную рождественскую историю. Вообще во всем мире самая известная украинская песня - «Щедрик». На Западе она называется «Carol of the Bells». Но это наша песня, на самом деле, просто мир этого не знает. «Щедрик» был привезен в Штаты в 1924 году, киевским хором. После того как ее перевели на английский язык, она приобрела чрезвычайную популярность. …Ну, а моя песня - это обычная рождественская история.
На написание таких песен вас вдохновляют ваши дети?
Меня окружающий мир вдохновляет на добрые клипы. Потому, что цинизм, честно говоря, уже задолбал. Просто очень много цинизма, негатива, стремления непонятно к чему. А мне кажется, что в любое время люди должны оставаться людьми. Хочется простых вещей, таких, как доброта, праздник, традиции, дети. И мне захотелось напомнить людям, что это никуда не делось. Просто красивая рождественская история, вне каких-то глобальных катастроф.
Кто аниматор вашего клипа?
Клип смастерил Степан Коваль. Самый опытный аниматор Украины. У него уже много работ, которые выигрывали на разных кинофестивалях. А сюжет песни написал профессиональный сказочник Сашко Лирнык. Мы с ним познакомились на фестивале «Країна Мрій». Он может сочинить историю и для взрослых и для детей. А вот мультик для «Ципы» делал Олег Цариков, это ученик Степана Коваля.
А колыбельную «Ципа» поете на ночь своим детям?
Нет. Она страшная.
Растить детей в сегодняшней Украине не страшно?
Я жил в Европе. Я бы не сказал, что у нас намного хуже, чем в других странах. Есть отличия, конечно, но все зависит от нас. А если сравнивать с тем, что было в стране 10 лет назад, сейчас вообще намного лучше.
Вот, вы были на Майдане. Потом отказались от звания заслуженного артиста, предложенного Ющенко. Скажите, сейчас есть кто-то из политиков, ради кого стоило бы выйти на Майдан? Вы сами в кого-то верите?
В себя верю. В моих друзей. В мою команду. В других артистов. В хороших людей верю…
То есть, вы аполитичны?
За происходящим в стране слежу, но политически неактивен. В 2004-млюди выходили на Майдан, чтоб защищать себя, свои права, свободы, интересы. Мы сделали свое дело. И сделали его правильно.
Значит, не разочаровались во власти, за которую стояли?
Я не за власть стоял. Я стоял за себя, за изменения в Украине. Они произошли. Естественно, не такие, как хотелось бы в идеале, но тем не менее. Движение, прогресс, налицо. У людей есть бизнес, работа… Они реализуются. Много чего происходит в культурном мире. Много чего интересного.
Насчет интересного в культурном мире. Вы в курсе, что теперь в Крыму у нас будет два фестиваля. Не только джазовый в Коктебеле, но и фестиваль шансона в Севастополе. Последний - при поддержке президента Украины.
Печально.
Тогда вернемся к мультикам. Вы озвучивали украинскую версию Карлсона вместе с Ани Лорак. Как вам с ней работалось?
Хорошо работалось. Хотя и встретились в музыкальной студии только один раз. Причем минут на десять всего. Она свою сессию спела, потом – я свою и все. По-настоящему совместная работа – в паре – у нас была в «Хуторах близ Диканьки». Лорак действительно очень сильная певица.
Вы сказали, 2010-й для вас ознаменовался еще и джазом.
Да. Сначала записался альбом с джаз-бэндом «Забава». Затем возникла идея сыграть это живьем. Коллектив собрали с первого раза и сразу – без долгих притирок – все заработало.
Вместе с «Забавой» вы приезжали и на джазовый фестиваль в Коктебеле. Насколько, на ваш взгляд, фестиваль в этом году получился джазовым?
Я не считаю фестиваль в Коктебеле джазовым. Я бы скорее назвал его украинским Вудстоком. В стране должен быть какой-то фестиваль, воплощающий идею хиппи. И фестиваль в Коктебеле передает эту атмосферу. Там играет музыка, которая около джаза, около альтернативного акустического рока. От «чистого» джаза до группы «АукцЫон». Это мне напоминает самый большой европейский джазовый фестиваль в Швейцарии Montreux Jazz Festival. Там и рок и хард-рок, все подряд. Попробовать перенять такой опыт – отличное решение.
Кстати, в Коктебеле удалось пообщаться с Карлом Фриерсоном из «De Phazz».
Карл Фриерсон вроде бы переехал жить в Украину?
Многими иностранным исполнителям стоит единожды приехать в Украину, как они тут заводят семьи, переезжают сюда жить. Подобных примеров немало. Так что, сетуя, будто у нас все плохо, мы не вполне адекватно воспринимаем собственную действительность. Отличие европейского менталитета от нашего - приоритет индивидуального над общественным. Это хорошо для собственного продвижения, карьеры, самореализации. Но, если проследить тематику западных негламурных клипов, в большинстве это будет одиночество. Отсюда – впечатляющая популярность социальных сетей. Люди одиноки.
Ну, у нас соцсети тоже популярны?
Общаясь друг с другом, мы общаемся сердцем, эмоциями. Чего нельзя сказать о большинстве европейских стран. Там люди испытывают эмоциональный голод, эго закрыто.
Приезжая к нам, иностранцы будто подпитываются. Мы умеем слушать, мы динамичные, комфортные в общении. Живя за границей, начинаешь понимать, насколько мы эмоционально пластичны.
Получается, Украине не так уж нужно двигаться в Европу?
Рано или поздно это произойдет. Но, пока мы придем в Европу, к нашим восточным границам уже подберется Китай. В ближайшее время мир ожидают серьезные преобразования, от которых наша страна, думаю, выиграет. Хотя бы – в силу выгодного географического расположения. Украина вполне может стать мощным региональным лидером.
Вы родились в Таджикистане. Выросли в Мурманской области. Откуда такая сильная любовь к Украине?
Если человек не любит свою землю, корни, место, где живет - не может быть полноценным человеком. Это инстинкт самосохранения - уважать себя, уважать свою историю, любить ее, знать. Люди, которые живут в Украине и не любят эту страну, психически нездоровы.
Может многие не любят страну потому, что устали от политики?
Как я уже сказал, это психическое заболевание. Если у тебя есть какие-то проблемы, ты всегда можешь найти внешнюю причину.
Внешние причины, внешние враги… Человек имеет тенденцию к саморазвитию, а с другой стороны имеет тенденцию к сохранению старых болячек. Эти болячки и заставляют тебя находить внешних врагов.
Поиск внешних врагов может базироваться на патриотизме, национализме, много еще на чем из области фанатизма. Фанатики всегда цепляются за какую-то идеологию. Но фанатики - люди некоммуникабельные. Как правило, они остаются в одиночестве. Это как раз и есть отсутствие пластичности.
Поговорим о пластичности в творчестве. Вы все время пребываете в движении. Экспериментируете с джазом, переводите известные русские песни на украинский язык, делаете клип «Чио-Чио Сан» в стиле театра Кабуки. Чего от вас еще ждать публике?
Надо помедитировать над тем, зачем я этим занимаюсь. Я никогда не думал об этом, вероятно, это - моя природная особенность. Либо я всегда буду менять стили, жанры и образы, либо когда-нибудь произойдет насыщение, зафиксируюсь на чем-то одном.
Эта ваша особенность выражается только в творчестве? Или вам и в жизни всегда тесно находиться в каких-то рамках?
Моя слабая сторона - неспособность на чем-то сконцентрироваться. Сильная – умение быстро переключаться на что-то другое, адаптироваться. Имеются еще режиссерские способности – видеть что-либо в комплексе. Время от времени, у меня возникают некие идеи, которые я – даже сам для себя – четко не структурирую, просто «складирую», если можно так выразиться, в подсознании - до поры до времени. В какой-то момент они напоминают о себе – приходит момент их реализации. Так было с фестивалем «Країна Мрій». Когда-то я задумал сделать этнический фестиваль. Как только появилась возможность – задумку выполнил.
Вы еще пробовали себя как актер в театре Ивана Франко…
Я когда-то работал в театральной студии, в танцевальном театре. Играл в театре Ивана Франко. Если представится возможность – сыграю еще.
Есть актерские амбиции?
Было б здорово сделать мюзикл и сыграть в нем. Но я пока не вижу такой возможности в Украине. Разве что сделать мюзикл на английском и сперва показать его на Бродвее, потом - привезти в Украину.
Что бы вы себе пожелали в наступающем году?
Не переставать себя удивлять. И удивлять других. Еще я себе пожелал бы большей концентрации и большей эффективности в каждом деле, которое я делаю. Я любое дело довожу до конца, но хотелось бы быстрее. Быстрота, отлаженность и четкость.