МОСТ-Одесса. 21 июля
Одесский международный фестиваль подошел к своему экватору. Специально или нет, но на этот день организаторы запланировали, помимо традиционных презентаций новых фильмов-конкурсантов ("Октябрь" и "Скелеты") и др. показов, событие, которое наверняка надолго запомниться студентам "Летней киношколы" - мастер-класс выдающегося голландского режиссера, председателя жюри ОМКФ Йоса Стеллинга.
Полуторачасовой мастер-класс начался с демонстрации эротической короткометражки работы мэтра - "Зал ожиданий".
"Это удивительно, вы знаете - ни одной сцены с обнаженкой. Без чернухи - это была очень элегантная эротика, полная тонкого юмора... Очень мудрая - если только такое определение может сработать по отношению к эротике", - поделилась мнением о фильме одна из зрительниц.
В отличие от Рутгера Хауэра, запустившего на своем мастер-классе в студентку салфеткой, голландец воспринял публику одобрительно и с удовольствием делился секретами своего мастерства.
Диалог, по мнению режиссера, общается с разумом, а картинка - может достучаться до души, что и есть его целью. Игра со светом, тщательная подборка деталей, способных говорить без слов, выдержанность единой линии, пронизывающей весь фильм - вот что может сделать работу шедевром.
"Искусство - это особое пространство между людьми и для того, чтобы сделать хороший фильм, нужно заполнить это пространство", - подчеркнул Йос.
На прощание режиссер, поддерживая традицию "Летней школы", восхитился Одессой и ее юмором и пообещал непременно снять кино о Южной Пальмире.
Но вернемся к программе фестиваля. Итак, очередная презентация - на сей раз конкурсного фильма "Октябрь".
Эту дебютную картину перуанских режиссеров организаторы ОМКФ отобрали из программы Каннского фестиваля, где она получил приз в программе "Особый взгляд". Мировой кинематограф полагает, что режиссеры фильма - Даниэль и Диего Вега смогут потеснить или хотя бы сравнятся на олимпе "семейного" кинематографа с Люмьерами или Коэнами.
Сюжет фильма повествует о том, как нажитый вне брака ребенок может подарить новую жизнь тихому ростовщику, никогда не имевшему эмоциональных привязанностей. А имя картина получила в связи названием месяца, в течение которого происходит действие фильма.
Добиться единодушия в определении жанра своего творения родственникам не удалось. По одному из мнений - это черная комедия, по другому - вовсе нет. Наверное, - решать зрителям.
Для специального показа в этот день организаторы избрали серию короткометражек с интригующим названием "Мудаки. Арабески".
Почему же "мудаки"? "В головах людей существует некий нигилизм, заставляющий их поступать особым образом, "мудаки" - слово, которое очень корректно отражает данный смысл", - поведали создатели проекта - продюссер Владимир Тихий и режиссер Дмитрий Коломойцев. А слово "арабески" в названии, по их словам, должно объединить столь разные работы в подборке.
Об успешности достижения авторами цели своей работы (высмеивания некоторых социальных процессов) лучше всего рассказала реакция зала, который отметил лишь две короткометражки - "Душа в душу" и "Рекреації", существенно отличающиеся от основной массы лент.
Однако у создателей цикла - "инициативной группы молодых украинских", как удачно назвал авторов сайт ОМКФ, наверняка все впереди. Ведь, как говорится, обходя разбросанные кругом грабли, мы теряем драгоценный опыт.