Чем техническое правительство отличается от технократического?

Большинство внефракционных депутатов Верховной Рады, к которым я отношусь, часто первыми предлагают конструктивные варианты решения существующих общественно-политических проблем в украинском обществе, но к сожалению, наши предложения либо не находят поддержки у парламентского большинства и оппозиции, либо на них обращают внимание с опозданием, еще более обостряя ситуацию в стране.

Фото: EPA/UPG

В тот момент, когда правительство Н. Азарова отказалось от подписания соглашения об Ассоциации с ЕС, предложением внефракционных депутатов была немедленная отставка данного правительства, но подобных решений не хотели на тот момент принимать ни сам Премьер-министр, ни большинство депутатов парламента, ни Президент. Но Кабинет министров должен был понести политическую ответственность за изменение политического курса страны.

Гарант Конституции, не отправив правительство в отставку и не отменив распоряжение об отказе Украины от евроинтеграции, тем самым дал понять, что он полностью поддерживает данное решение. Что это за собой повлекло, известно каждому: массовые протесты, Майдан. Народ вышел на улицы, и на это незамедлительно власть обязана была отреагировать. Чтобы снять накал в обществе на тот момент, достаточно было отправить в отставку как минимум министра внутренних дел В. Захарченко, или же Кабмин целиком. Это предлагали и оппозиция, и внефракционные депутаты. Но власть посчитала подобные решения неприемлемыми, и,наплевав на интересы и протестные настроения в обществе, праздновала победу. Но как вскоре оказалось, это была Пиррова победа.

Поздно спохватившись, Премьер-министр Н. Азаров все же решился подать в отставку, но на данный момент ни обществу, ни парламенту уже недостаточно просто отставки правительства. Сейчас важно поменять модель управления государством. Именно внефракционные депутаты первыми предложили вернуться к редакции Конституции 2004 года. Ведь всем понятно, что к накалу страстей в украинском обществе привела ситуация, а вернее, государственная модель управления, при которой вся полнота власти была сосредоточена в одних руках.Именно узурпация власти Президентом В. Януковичем привела к накалу страстей в обществе, и, как гнойник, прорвалось Майданом. И это закономерно: в Украине никогда не было царя, украинцы по своей природе больше склонны к демократии.

Сейчас уже все без исключения политики понимают, что мало просто поменять Иванова на Петрова, нужно поменять саму систему управления в государстве. Наконец-то к пониманию этого пришли и оппозиционные лидеры, и парламентское большинство, и Президент. Но если бы согласие было найдено на начальном этапе зарождения конфронтации в обществе, то с уверенностью могу сказать, что кровь бы мирных граждан не пролилась. И Украина осталась бы той уникальной страной, в которой все общественно-политические конфликты разрешаются мирным путем.

Чтобы не приводить все к новым эскалациям конфликта, нужно в ближайшее время голосовать в парламенте за возвращение редакции Конституции 2004 года. И уже в реалиях парламентско-президентской республики формировать коалиционное правительство, основной задачей которого будет минимизация экономических проблем, существующих в обществе.

Параллельно со всем этим необходимо создавать в парламенте специальную комиссию, которая к апрелю должна будет наработать предложения по изменениям в Конституцию, а в сентябре уже можно будет окончательно принять новую редакцию главного документа страны.

Что касается технического правительства, то на самом деле это два последних правительства Н. Азарова были техническими. Кабинет министров занимался только тем, что оформлял решения, принятые либо Администрацией Президента, либо на каких-то междусобойчиках олигархов. Именно техническое правительство Н. Азарова довело страну до банкротства и социального взрыва. Больше такого правительства нам не надо. Нам нужно реально работающее технократическое правительство с реальной, четко прописанной программой действий.

На сегодняшней день обсуждают фамилии кандидатов, условия для формирования правительства, но ни слова я не слышал в дискуссиях политиков о его программе действий. Но если программа не будет зафиксирована до его формирования, то в ближайшее время нас ждет еще один Майдан. И оппозиции, и Партии регионов торги нужно вести не о том, снимут ли новых министров в течение года со своих должностей и кто будет назначен, а о программе действий, которая несомненно будет полна непопулярных реформ, но именно для этого программу должно утвердить большинство в парламенте.

Сейчас политики говорят популистские лозунги, но это уже привело экономику Украины к разрухе. Поэтому программа действия нового правительства должна реально учитывать экономическую ситуацию в стране, и предлагать реальные законодательные и правительственные шаги по выходу из экономического кризиса, непопулярные в политическом плане и невыгодные украинским олигархам. Важно, чтобы при внедрении непопулярных реформ, в стране действовала независимая и не коррумпированная судебная система.

Реформа системы судов и прокуратуры должна быть выгодна не интересам Президента и депутатов, а интересам каждого гражданина Украины. Так же важны и реформа местного самоуправления, люстрация и налоговая амнистия – они являются обязательной частью изменений для создания благоприятной почвы для внедрения необходимых обществу реформ. 5 основных блоков вопросов, которые я указал, помогут снять социальное напряжение в обществе. И неважно тогда, когда пройдут выборы Президента, потому что новый Гарант Конституции будет править уже в реалиях новой государственной системы управления.

На Мюнхенской конференции многие политики и государственные деятели поддержали мысль о том, что если мы хотим сохранить страну, то необходимо незамедлительно создавать свой «план Маршалла» для Украины. Это должен быть документ, который поддержат и Президент, и парламент, и общество. И важно при этом, чтобы контроль за реализацией утвержденной программы действий правительства, осуществлялся публично, а за невыполнение принятых решений происходила политическая ответственность, то есть отставка правительства. Пора совершенствовать экономические отношения в стране и переходить к развитию высокотехнологичных отраслей промышленности. В реализации, подготовке и финансировании этого плана действий важна и поддержка мирового сообщества, которое должно открыть рынки для экспорта высокотехнологичной украинской продукции.

На мой взгляд, украинские политики сейчас сильно отстают от сложившейся ситуации в обществе. И чтобы не заниматься очередным самообманом и установить равновесие в стране, политикам нужно скоординировать свои шаги в направлении решения проблем, реально волнующих украинское общество, и начать реализовывать те реформы, которые сделают из Украины процветающее государство.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram