Строятся версии, организуется «слив» из доверенных источников, озвучиваются темники. При этом забывается очень простая истина: за любым событием, вызывающим широкий общественный интерес, в какой бы форме оно не выражалось, стоят фактические жизни людей или отдельного человека.
Мы часто сетуем на то, что все в этой жизни относительно, причем никто из нас даже не задумывается, насколько относительность способна проецироваться в сознание людей. Это - фатальное безразличие на почве людского любопытства, делающее нашу жизнь всего лишь постоянным прогнозом на будущее без малейшего шанса на осуществление.
Возьмем сегодняшние события. Такое ощущение, что мы окунулись в игру в тотализатор, где ставки больше, чем жизнь человека. И больше не потому, что победителю достанется вексель на предъявителя, а потому, что ценность человеческой жизни измеряется сейчас совсем другими категориями. Мы становимся участниками постыдного фарса, в основе которого лежит страх, страх одних потерять власть и страх других ее не получить.
А мы наблюдаем за этим шабашем и самое главное, что никто особо не задумывается над тем, что ставка ценою в человеческую жизнь - это от лукавого. Многие сейчас говорят о том, что отсутствие духовности лишило общество возможности развиваться на основе традиционных ценностей. А мне кажется, что совсем наоборот, заложенное в человеке на уровне инстинктов сейчас стало превалировать над всеми формами человеческой жизни. Нет даже страха потерять человеческий облик, ведь его потеря уже менее страшна, чем проигрыш в тотализатор, где на кон поставлена жизнь человека, а призом является власть.
И глядя на все это со стороны, начинаешь вдруг отчетливо понимать, что все, что у нас есть - это жизнь как тотализатор. Сегодня у тебя идет игра, а завтра... А вот о том, что будет завтра, никто не думает: все стоят насмерть за то, что есть сегодня. И, по большому счету, играют все – и политики, и простые обыватели, только разные ставки. У политиков - власть, у людей - просто игра, в которую они втянулись, и не замечают сути этой игры. Все живо обсуждают, прогнозируют, кто-то по заказу разжигает в СМИ страсти, подливая масло в огонь, и народ уже не требует хлеба, его кормят зрелищами. О хлебе уже не то, что никто не говорит, даже не думает о том, где его брать завтра. Развитие действа зрелища - вот что занимает всех...
И вот здесь самое время еще раз вспомнить о ценностях: от «европейских» и «общечеловеческих» до «традиционных» и «славянского братства». Как правило, общественная дискуссия о морали и жизненных ценностях возникает тогда, когда политическая система исчерпала все аргументы, способные удержать общество в равновесии. Сейчас все чаще и чаще звучат слова о духовности и морали, призывающие общество стать духовными единомышленниками, проповедующими здоровый образ жизни… Здоровый образ в нездоровой системе - звучит как-то противоестественно.
Отождествив жизнь с процессом жизнедеятельности, мы утратили самое главное - ценность человеческой жизни, сделав мораль основой этого процесса. А в основу морали заложили такие понятия, как добро, сострадание, честность, добросовестность, да много чего еще, не это главное. А главное, что нарисованный моральный облик не стал жизненным критерием развития общества. Фактически, мы живем двойным стандартом, суть которого - лицедейство. Мы говорим правильные слова, призываем к укреплению морали, а делаем то, что позволяет нам наше моральное право, определяя это право исключительно в прерогативе своей личности. Поэтому и ценности у каждого свои, и критерии жизни тоже свои, да и мораль своя, гибкая. Так можем ли мы стать духовными единомышленниками? А как тогда изменить свою жизнь, жизнь общества, не будучи единомышленниками?
Есть утверждение, что человека воспитывает среда. Тогда возникает вопрос: почему говоря о духовности и морали, мы не говорим о том, что система, в которой мы живем, - это противоестественная форма, не способная дать человеку возможность жить в потенциале духовного развития? Почему уровень нашей духовности определяется исключительно высотой мысли, зачастую расходящейся с действием? Почему общество не способно почувствовать себя единым целым, где в основе этого единства лежит единственная общая ценность - человеческая жизнь, а мораль, вернее проявление всех ее составляющих, - это результат, который получает общество, заложившее в свою основу ценность человеческой жизни. Мы можем много говорить о ценностях и морали, мы можем находить способы их проявления, только каждый из нас в глубине души понимает, что мораль общества – это, прежде всего, форма, в которой оно живет. И до тех пор, пока декларируемый моральный облик будет превалировать над ценностью человеческой жизни, мы, как общество, обречены жить в пустоте слов и беспринципности действий.