Например, в Европейском Союзе сложилась стабильная социально-рыночная модель, где уровень стоимости трудовых ресурсов линейно повышается на фоне вялого экономического роста. В то же время, инфляция и курс евровалюты остаются относительно неизменными. Кроме того, в США в зависимости от политики отдельно взятого федерального образования также происходит последовательный рост минимальной почасовой ставки, используемой для оплаты труда.При этом экономический эффект по сравнению с соседними штатами, где такого повышения не было, и показателями соответствующего федерального образования до принятия данного решения, почти не заметен. Так, в экспертной среде отмечается, что при отсутствии инфляционного давления, незначительном росте экономики за счет увеличения спроса, фактически нулевом увеличении безработицы, наименее квалифицированные работники продолжают работать по новой почасовой ставке. Кроме того, в ближайшее время ожидается подъем на федеральном уровне минимальной почасовой оплаты до 15 долларов.
Вместе с тем, использование данного подхода для преодоления экономического кризиса в Украине, который использовался в США еще в 30-40 годах прошлого века, может иметь не только положительные, но и побочные отрицательные последствия. В условиях национальной экономики все гораздо сложнее. И уровень сложности взаимосвязей настолько высок, что фактически экономика функционирует на основе теории хаоса, а не экономической теории. Можно выделить несколько критических факторов, которые играют ключевую роль и могут полностью нейтрализовать положительные эффекты, имеющие место в экономически развитых странах, и которые невозможно просчитать с помощью экономико-математических методов.
В первую очередь нужно исходить из того, что соответствующий инструментарий работает на все 100% только в странах-эмитентах резервной валюты и дополнительные выгоды соответствующего решения фактически осуществляются за счет держателей этой денежной единицы. Повышение стоимости трудовых ресурсов также может стать маховиком для экономического роста в условиях закрытой экономической системы или системы, зависимой от внешнеэкономической деятельности (ВЕД) менее чем на 15%.
В Украине же, когда дополнительные финансовые ресурсы будут направляться только на потребление, долгосрочного экономического эффекта не предвидится в силу существующего технологического уклада и высокой зависимости от экспорта и импорта. В контексте открытости современной мировой экономики дополнительный потребительский спрос, который в таком случае сформируется внутри страны будет на 70% направлен (в условиях низкой инвестиционной привлекательности) на потребление импортных товаров и услуг, имеющих лучшие потребительские качества, чем отечественные (рис. 1).
Если рассмотреть последствия данного решения в контексте макроэкономики, то глобальное повышение минимальной заработной платы в Украине приведет к росту совокупного спроса и снижению совокупного предложения, то есть реального валового внутреннего продукта, а значит и уровня жизни населения. Экономика получит больше ресурсов для удовлетворения потребительских нужд и меньше для инвестиционного развития.
Рис. 1. Причинно-следственная карта роста индекса потребительских цен и стоимости иностранных валют в Украине
Также в условиях высокого удельного веса косвенных налогов и высокого уровня материалоемкости производства такой шаг сократит реальный размер экономики и соответственно покупательной способности населения. Также малый и средний бизнес ожидает роста налогового бремени, не исключая возможность увольнения людей, которые сейчас зарабатывают 1500 грн и должности которых станут экономически невыгодными при 3200 грн. Такие процессы ускорят последующий рост стоимости американской валюты в Украине и соответственно увеличение масштабов убыточности деятельности субъектов хозяйствования.
Еще одним негативным явлением может стать возможность перехода в тень части экономики и последующее за этим печатание денег под финансирование государственных расходов и других решений правительства. Это открывает дорогу к скачкам курса гривны, при которых реальные 3200 грн. завтра будут меньше 1500 грн. сегодня.
В общем в условиях, когда экономический рост в Украине демонстрирует первые ростки, такие популистские шаги могут привести к увеличению расходов бизнеса и сокращению активности среднего класса и как следствие – к новой волне миграции трудовых ресурсов из страны. В условиях Украины, особенно велик риск unintended response (неожиданная реакция), когда власть и эксперты уверяют, что субъекты хозяйствования начнут платить более высокую заработную плату, а в результате можно получить массовое увольнение и/или перевод на неполный рабочий день, или другую, пока неизвестную реакцию.
Пока в Украине не наблюдается стабильное увеличение реальных доходов, в частности рост объемов внутреннего производства и экспортных поставок, существенное повышение минимальной заработной платы является недальновидным инструментом экономической политики государства, дивиденды от которого будут полностью исчерпаны в течение следующих 6-12 месяцев.