Так что скоро печатный станок включат еще ближе к Украине. Если, конечно, трудолюбивая и рачительная Германия опять не будет против. Но, с другой стороны, при замедлении мировой экономики и падении спроса в ЕС некому будет покупать немецкое качество, что может испортить жизнь среднестатистического бюргера и настроение фрау Меркель. А что происходит с теми, кто портит ей настроение, хорошо известно на примерах Берлускони и Путина, которого, конечно, еще не определили подметать пол в дом пенсионеров, но и в приличные места не зовут. Да и сама Россия ходит под угрозой потери инвестиционного рейтинга, что при таком уровне бюджетного дефицита станет своеобразным рекордом. Мировым. Так с колен еще никто не поднимался. Но, одно дело бюджетные показатели и макроэкономика в развитых странах, другое – в развивающихся. Где и выборы заставляют дергаться рынок похлеще Эболы (посмотрите на Бразилию), и риски подстерегают везде и всегда, даже если они не совсем заметны, как снегоуборочная машина в тумане.
Из развивающихся рынков Украине еще долго не выбраться, так что тут и риски, и выборы. Все может испортить настроение инвесторам. Но, с другой стороны, в нашем случае уже столько неприятностей заложено в цену, что портить дальше, кажется, некуда. Вот и на этой неделе мы наблюдали значительный рост в котировках украинских еврооблигаций. Способствовал этому известный филантроп Джордж Сорос, который написал практически программную статью о том, что Украине надо помочь. И дать побольше денег. При этом хочется верить, что Джордж Сорос поступил и как известный спекулянт, прикупив украинского долга. И теперь мы получим еще одного лоббиста создания плана Маршала для Украины и выделения нам денег. Да побольше. В конце концов, пока что только морковка от мировой закулисы помогала делать те немногие реформы, которые осуществили за последний год. В корпоративном сегменте инвесторы бегают за собственниками Мрии, причем делают это не с самыми дружественными намерениями. На этом фоне Метинвест решил, что лучше быть добрым полицейским, и предложил реструктуризацию-обмен своих еврооблигаций, которые должны были погаситься в 2015 году. Учитывая слишком большую концентрацию казаков вокруг заводов группы, это не стало сюрпризом для рынка. Да и условия показывают, что свое предложение компания сделала с уважением.
На внутреннем рынке тишина и покой. Продавцы НДС-облигаций доходят до новых уровней отчаяния, продавая свои бумаги уже по 27%. Да и валютные облигации некоторые нетерпеливые продавцы готовы отдавать под 20% в хорошие руки. Чем вызвано их нетерпение, можно только догадываться. То ли некоторым банкам не хватает ликвидности, то ли лимитов. И времени для того, чтобы решить все эти проблемы. При этом, в кои-то веки, сам факт выборов мало влияет на реальные ожидания, как по ликвидности, так и по курсу. Который пока ведет себя хорошо. Видно слишком крепко Нацбанк взял банки за самое дорогое, что у них есть. Межбанк и не думает рыпаться за границы, указанные еще президентом, а черный рынок не бежит впереди паровоза, удовлетворяясь небольшим спредом к официальному курсу. Это, конечно, не позволяет размещать облигации на рынке, но для украинского варианта количественного смягчения это не принципиально.
На рынке украинских акций внезапно образовался взрыв активности. При этом, если пессимисты ожидали падения рынка на фоне ухода в прошлое дивидендов Укнафты (точка их фиксации – 20-е октября), то рынок повел себя совершенно иначе и выстрелил ростом. В результате индекс УБ открыл торги в пятницу отметкой в 1107 пунктов, а фьючерс по-прежнему продолжает играть в игру «хвост виляет собакой» и держится вот уже больше месяца на значительном отдалении, составляя нынче 1188 пунктов. На этом фоне в субботу участники рынка соберутся поговорить за чашечкой пива. И если в хорошие годы для рынка такие мероприятия организовывала биржа, и они проходили в пафосных местах, то теперь остатки рынка собираются в пивных. Как заговорщики. Будет ли на фондовом рынке Украины пивной путч, в ближайшее время сказать трудно, одни уже, конечно, не могут, другие не хотят, но такая революционная ситуация сохраняется уже очень давно, а в опечатанном вагоне все никак не приедут нерезиденты с деньгами.