В минувшую пятницу в прессе появились результаты исследования электоральных настроений, проведенного сразу четырьмя социологическими компаниями: GfK Ukraine, социологической группой «Рейтинг», Центром «Социс» и Центром Разумкова. Не буду долго останавливаться на результатах, вы можете посмотреть их сами. Возьмем главный итог оглашенных результатов, который сразу же стал топ-новостью: Объединенная оппозиция опережает ПР на 1,6% (26,2% и 24,6% соответственно).
Любой, кто наблюдает политическую жизнь Украины достаточно длительное время, лишь пожмет плечами, увидев эти результаты. Во-первых, самые точные рейтинги – те, что публикуются последними, за 2 недели до выборов, а также результаты экзит-полов. Во-вторых, вот данные прошлых (2007 г.) парламентских выборов: ПР – 34,37%, Блок Юлии Тимошенко – 30,71%. Разумеется, сравнение результатов голосования и электоральных рейтингов не совсем корректно, но для грубой иллюстрации сойдет: глобальных изменений в электоральных настроениях не произошло. Обе политические силы и через пять лет сохраняют примерно равное количество сторонников. А потому данные GfK, «Рейтинга», «Социса» и Разумкова подтверждают очевидные факты.
Впрочем, я слукавлю, если скажу, что не ожидал реакции сторонников оппозиции, а также штабных ботов на свежую социологию. Первые искренне убеждены в как минимум двукратном «настоящем» разрыве между рейтингами ОО и ПР. Вторые лишь транслируют линию партии. С момента появления первых электоральных рейтингов кампании-2012 я с сожалением наблюдаю в комментариях искреннее возмущение первых и казенные штампы вторых. «Рейтинг куплен», «На кол таких социологов!», «Опрос что, в Донецком облсовете проводился?» и т.п..
В таких наблюдениях есть своя польза, хотя они и кажутся бессмысленными. Упрямое нежелание считаться с электоральными замерами это не только своего рода традиция Туровской (по слухам, лидер «Батькивщіны» крайне скептично относилась к социологам, считая их всех продажными). Скорее речь идет о стратегии ведения кампании: оппозиционность и противопоставление себя правящему режиму как главный козырь и мотив голосования для избирателя. И никакой другой смысловой нагрузки.
У такой стратегии, безусловно, есть свои плюсы: простота, экономия бюджета, никакой рискованной инициативы («действие власти – ответная критика оппозиции»). В условиях постоянного прессинга такой подход хотя и не максимизирует эффективность, но минимизирует риски. Открытым остается лишь один вопрос: чем такая оппозиция качественно отличается от власти, которую критикует?
Да, Объединенная оппозиция представила свою предвыборную программу (я даже ее прочитал). Однако связь между программой и повесткой дня спикеров оппозиции прослеживается довольно слабо. Зато победно звучит посыл: «Дорогой избиратель! Мы, как и ты, – против этих уродов. Голосуй за нас».
Выборы уже состоялись, поскольку вся их интрига свелась к одному: «Возьмут 5% барьер ВО «Свобода» и «Украина – Вперед», или нет?». А четырем фаворитам (ПР, Объединенной оппозиции, партии «УДАР» и КПУ) удостоверения депутатов можно выдавать уже сейчас – вряд ли соотношение их сторонников как-то значимо изменится за оставшиеся 2,5 месяца.