Пока с высокой долей уверенности можно сказать, что большого и долговечного изделия под названием «объединенная оппозиция» потребители не получат ни к парламентским выборам, ни в обозримом будущем. Нет пока в стране лекал, способных заглушить старые обиды и усмирить амбиции. Даже тактика власти, ведущей себя подобно слону в посудной лавке, не помогает оппозиционерам найти общие точки соприкосновения. Они продолжают выкраивать варианты в расчете на собственные интересы.
Ближе всех подошли к созданию общего предвыборного швейного изделия представители «Батькивщины» и «Фронта змин». Судя по логике запланированного объединения, это будет нечто двустороннее из кусков нарядов от Луи Виттона и камуфляжно-полосатых одежд Арсения Яценюка. Скорее всего, это будет безрукавка, чтобы не тратить много времени на выворачивание наизнанку в случае крайней необходимости. Например, при освобождении Юлии Тимошенко. Важные детали: на спине изделия будет большими буквами написано «объединенная оппозиция», а сам предвыборный предмет туалета будет оторочен кусочками флагов диванных партий, входящих в Комитет сопротивления диктатуре. Сшивая интересы двух политических сил, их лидеры вынуждены действовать с осторожностью кардиохирургов, проводящих многочасовую операцию, ведь на кону – возможность оппозиции сформировать парламентское большинство. Поэтому лоскуты будут сшивать крепко-накрепко, чтобы они не разошлись во время предвыборной кампании и эксплуатации в парламенте.
В последнее время обострилась борьба за право использовать кусочки вышиванок в грядущей предвыборной кампании. ВО «Свобода» своими заявлениями демонстрирует готовность из подобных лоскутков делать пращи, чтобы метать камни в идеологических противников. Олега Тягныбока даже на центральные телеканалы выпускают, чтобы потребители информации могли познакомиться поближе с лидером известной радикальными заявлениями партии и не путали его с лидером Радикальной партии Олегом Ляшко. Хотя Олег Ярославович публично клялся в приверженности оппозиционному единству, но почему-то не покидает ощущение, что его пэчворк интересует мало – как несвойственный украинцам род занятий.
Зато о стремлении создать альтернативное Комитету сопротивления диктатуре объединение заявил Виктор Ющенко. Экс-президент редко балует своих немногочисленных сторонников всплесками политической активности, но приближающиеся парламентские выборы заставили мобилизоваться даже известного сибаритскими привычками героя вчерашних дней. Виктор Андреевич проявил невиданную ранее гибкость, согласившись на создание «Правицы» не на основе «Нашей Украины», давно утратившей оранжевую яркость, а на платформе Украинской народной партии, подпитываемой компанией «Оболонь». Ющенко утверждает, что персоналии в ходе переговоров не обсуждаются, что несколько увеличивает шансы на пошив блекло-оранжевой вышиванки с призрачными шансами на успех.
Не собирается заниматься пэчворком Виталий Кличко. Судя по его последним заявлениям, политик считает возможным преодолеть 5-процентный барьер под партийным флагом, сшитым, образно говоря, из тренировочного костюма боксера-чемпиона. Только вместо рекламных логотипов будет слово «УДАР». Виталий Владимирович, словно мантру, повторяет данные социологического исследования, доказывающего, что объединение оппозиционных сил не приведет к увеличению их совокупного рейтинга. С другой стороны, Кличко серьезно рискует втянуть на своем рейтинге в Верховную Раду седьмого созыва депутатов, для которых уважение к нему закончится на стадии принятия присяги парламентария.
Поэтому мы должны четко понимать, какова наша цель. Объединение ради объединения? Или ради победы? Считаю, что нашей главной целью является формирование большинства в будущем парламенте
— Виталий Кличко
Ноу-хау последних недель – политический пэчворк с брэндированием. Им пытается заняться Наталья Королевская, превратившая УСДП в именную партию с броским названием «Украина – вперед!». Под этой торгово-политической маркой изгнанница из «Батькивщины» постарается сформировать полотно из интересов афганцев, предпринимателей, чернобыльцев, приправить технологическими приманками – и ринется в бой. Судя по стоимости рекламной кампании будущего швейного изделия, вещь по цене относится к категории luxury.
Замечу, что пэчворком занимаются и кандидаты на неопределенных пока избирательных округах. Вероятные претенденты на победу сегодня пытаются скроить максимально привлекательные для избирателей образы из имеющихся способностей и ожиданий избирателей при помощи далеко не безграничных материальных ресурсов. Этим усилиям предстоит пройти испытание на прочность в ходе избирательной кампании, многим из победителей которой власть готовит заманчивые предложения, подкрепленные аргументами силовиков.
Оппозиция занимается политическим пэчворком не от хорошей жизни. За последнее время ее идеологическая база заметно сузилась, поэтому сегодня все чаще звучат обещания сделать выборы черно-белыми, выбором между властью и оппозицией. Жаль, что создать мощную политическую силу, не сшитую на живую нитку, противники Януковича так и не удосужились.