Начнем с главного. Как много научных исследований проводит один отдельно взятый ВНЗ? Много ли бюджета университета идет на научную деятельность? Ответ хорошо иллюстрируется тем, что большинство преподавателей на международные конференции должны ездить за свой счет. Но и это не критично, если ни одного действительно важного научного открытия в наших ВНЗ за последнее десятилетие не сделано.
По информации Boston Magazine, один из лучших университетов мира, Гарвард, на данный момент банкрот по внешним заимствованиям (по кредитам). Университет выживает за счет государственного финансирования и частных пожертвований. Но и этого, увы, не достаточно.
Причина столь больших расходов (1,4 миллиарда долларов) кроется в количестве финансируемых исследовательских и образовательных программ. Колоссальном количестве приглашенных преподавателей со всего мира. Огромном количестве редких книг в библиотеке. Руководство университета, ели справляясь с долговой ямой, продолжает держать высоко стандарты образования.
Решится ли в Украине ситуация, если увеличить финансирование на образование? Нет. Целевые гранты даются под отдельные стратегические исследования. В Украине же все, кому не лень, изучают “гражданское общество”, “демократию”. Пользы от таких исследований пока немного.
Что касается курсов, то тут ситуация еще хуже. В гонке за быстрой наживой создаются разные программы, по которым идет обучение. Безумное множество курсов иностранных языков, программы которых устарели еще с момента зарождения этих самых языков. Безумное множество курсов по PR, далеко ушедших от знаний, необходимых для специалиста в PR. Все они зарабатывают на необразованности. И чем дольше слушатель таких курсов будет необразованным, тем лучше для самих курсов. Зачем научать, если не учение приносит деньги? Такие курсы не расширяют образованность, а сами являются главными агентами и лоббистами необразованности. К их горю, они не могут разучить всех читать и закрыть все издательства бизнес литературы. А то зарабатывали б больше.
Нельзя не упомянуть и о программах, предлагаемые на рынке Школой PolitPR. Стараясь быть максимально последовательным в своих оценках, программы и PolitPR, и школы деловой журналистики создавались по принципу практической необходимости и научности. Никогда школа PolitPR не приносила доход. Она последовательно расширяла базу преподавателей и библиотечный фонд. Это же продолжают делать Школа деловой и политической журналистики, школа Master of Political Management. Их цели - создание индустрии профессионального дополнительного образования. Для этого необходимы инвестиции и полный отказ от высоких процентов прибыльности.
Забудьте, что государственное образование может быть бесплатным.