ГоловнаБлогиБлог Дениса Батурина

Параллели или пазл Майдана

Революция была одним из параллельно развивающихся процессов: майдан-революция, элитная борьба, внешнеполитический курс. Майдан-революция стала шансом, а в итоге ледоколом для персональных рейтингов оппозиционеров. Лидеры были готовы выступать на майдане и требовать отставок, клеймить и вести на штурм, вести переговоры. Но они не были готовы взять власть. И это чувствовалось на уровне подсознания теми, кто вышел на майдан и кто приехал на майдан. Есть вариант объяснения неудачи оппозиции: "Оппозиция всего лишь выражение воли народных масс". Это хорошая теория, проверенная на практике в других исторических условиях. Но ведь есть роль элиты, то есть этой самой оппозиции, и она была (есть?) ключевой. Однако, мне кажется, что чем сильнее играли их, тем активней они представляли и демонстрировали, что играют они.

Фото: Макс Левин

Элитная борьба. Если применительно к евромайдану и событиям до-после-сейчас цитировать Макиавелли, то: "Войны нельзя избежать, её можно лишь отсрочить к выгоде вашего противника". Революция стала поводом для укрепления или понижение позиций групп влияния. Свидетельства этому: не отставка главы администрации президента Сергея Левочкина, казус главы СНБОУ Андрея Клюева, высокая вероятность переформатирования правительства, но не по причине давления майдана и оппозиции, а по причине изменения расстановки сил.

Внешнеполитический курс. Торможение евроинтеграции очень сильно напомнило экстренное торможение: шок, перегрузка, нервы, мандраж, эмоции. Только те, кто был готов к этому маневру, испытали относительный комфорт. А таких было немного. Решение принято, договоренности с Россией оформлены. Социальный эффект уже понятен, и основан, с одной стороны, на неприятии любых действий Президента теми, кто поддержал евромайдан, с другой – на одобрении действий президента, который договорился с той стороной, которая понятна и разговор с которой конкретный – цена на газ, а не «европейские ценности».

Экономический эффект мы должны почувствовать в ближайшем будущем. Политический эффект – обострение внутриполитической конкуренции и резкий стимул для самоопределения обществом его политических симпатий и антипатий. Внешнеполитический эффект – Украина сделала выбор сама, какое бы давление на страну не оказывалось, не подписав соглашение с ЕС, мы не подписали и соглашение о вхождении в Таможенный союз, но при этом получили снижение цены на газ, кредит, стимул кооперации в самолетостроении. Геополитический эффект – Украина сыграла так, что геополитический вес Европы, подточенный экономическим кризисом, недовольством Евросоюзом ряда стран, понизился, наша страна показала возможность своей игры по принципу поиска выгодных условий в экономике и политике.

В любом случае, мы стали свидетелем если не ИГРЫ, то Игры. И снова – «чем сильнее играют вас, тем упорнее вы представляете, что играете вы». Это можно сказать о всех, об оппозиции, меткую характеристику способа действий которой дал в своем твите один из идеологов и технологов российской власти Сурков: «Если у вас на улице миллион, а вы собираетесь отправить правительство в отставку голосованием в парламенте, вы мудак». О парламентских представителях Партии регионов, которые были поражены приостановлением евроинтеграции не менее других… а это потому, что знали бы об игре многие, игры бы не было.

Денис Батурин Денис Батурин , Политический консультант
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram