ГоловнаБлогиБлог Олега Батурина

В Вологду за счастьем

Завершившийся на днях в Вологде четвёртый международный фестиваль молодого европейского кино VOICES представил традиционно сильную и весьма разнообразную конкурсную программу. Однако воспринимать новое и в чём-то весьма необычное кино оказались совершенно не готовы члены международного жюри и некоторые известные российские критики.

Из прошлого в настоящее

Разрушенная колокольня из фильма Я тоже хочу Алексея Балабанова
Фото: Олег Батурин
Разрушенная колокольня из фильма Я тоже хочу Алексея Балабанова

«Нет, это не она. Но очень похожа», - с сомнением отзывались об увиденном в Шексне некоторые российские журналисты. Специально организованная поездка в небольшой посёлок Вологодской области была не случайной. Именно здесь расположена заброшенная церковь Рождества Христова, представшая в образе «колокольни счастья» в последнем фильме великого российского кинорежиссёра Алексея Балабанова «Я тоже хочу». На сороковой день после смерти режиссёра интернет облетела новость: церковь рухнула, не выдержав наступления воды (долгие годы её фундамент размывали воды местного водохранилища). «Очень жаль, ведь столь живописная «падающая» церковь могла бы стать популярной среди туристов достопримечательностью», - рассуждали коллеги.

- Администрация посёлка в конце июня как раз собралась, чтобы обсудить возможность восстановления церкви. Поговорить было о чём, ведь существовала серьёзная угроза, что храм может обвалиться прямо на голову случайно заехавших туда туристов. Но по иронии судьбы как раз в день проведения совещания она и рухнула, - рассказал председатель совета директоров АО «Вологодский речной порт» Владимир Высоцкий.

Без него, кстати, мы бы так и не смогли посетить ставшую вдруг знаменитой церковь. Дело в том, что после создания Волго-Балта (Волго-Балтийского водного пути) и затопления огромных территорий она оказалась на краю искусственно образовавшегося острова. Во времена воинствующего советского атеизма, по словам местных краеведов, в ней располагалась трансформаторная подстанция Шекснинской женской тюрьмы. А в 1990-е годы заброшенный храм был признан не подлежащим восстановлению. Впрочем, подобных заброшенных храмов в Вологодской области можно встретить немало. А сама церковь Рождества Христова-«колокольня счастья», кроме «Я тоже хочу», по словам автора презентованной в рамках четвёртого фестиваля молодого европейского кино VOICES книги «Кино Вологодчины» Татьяны Конуновой, попала также в кадр знаменитой «Калины красной» Василия Шукшина.

В книге «Кино Вологодчины» вообще можно узнать немало интересного. К примеру, что первый кинотеатр в Вологде открылся в апреле 1908 года. Что один из самых известных вологодских кинотеатров в советские годы располагался в помещении бывшего Спасо-Всеградского собора на бывшей Сенной площади (ныне – площадь Революции), на месте которого теперь стоит поклонный крест. Что именно Вологодская область становилась местом для съёмок многих известных фильмов – таких как «Дядюшкин сон», «Достояние республики», «Белый Бим чёрное ухо», «Полумгла», «Груз 200», «Я тоже хочу» и «Калина красная». Впрочем, роскошно изданная книга ценна прежде всего своим справочным материалом – в неё включены фрагменты публикаций старых местных газет о съёмках того или иного фильма, интервью с режиссёрами, побывавшими на Вологодчине.

- Я много лет работала в Вологодском объединении кинофикации. И когда в 1995 году отмечалось 100-летие кино, захотелось изучить материалы о первых киносеансах в нашем городе, - рассказала Татьяна Конунова. - Поработав в Государственном архиве Вологодской области и областной универсальной научной библиотеке им. Бабушкина я обнаружила уникальные материалы, в том числе газеты начала ХХ века, в которых постоянно публиковался репертуар первых вологодских кинотеатров. Мне показалось интересным собрать всё это и познакомить с ценителями кино.

Ценителей кино в Вологде действительно немало. Об этом свидетельствует интерес публики к фильмам четыре года подряд проходящего здесь фестиваля молодого европейского кино VOICES. Наибольшим ажиотажем, что вполне понятно, по традиции пользовалась программа нового российского кино. Но без внимания не оставались и другие рубрики фестиваля. У VOICES даже сложился свой круг почитателей – киноманов, которые специально копили деньги, чтобы приобрести абонемент, дающий право доступа ко всем программам фестиваля. К сожалению, поступившим в продажу абонементов хватило далеко не всем желающим. Возможно, организаторы обратят на это внимание, и в следующем году все любители кино получат шанс приобрести билет «all inclusive».

Все звёзды в гости к нам

Члены жюри кинофестиваля в полном составе
Фото: Олег Батурин
Члены жюри кинофестиваля в полном составе

По словам директора фестиваля VOICES Игоря Лысенко, перед организаторами в этом году стояла задача не просто закрепить статус форума в профессиональной киносреде, но и лучше интегрировать его в регион, тем самым сделав его ещё более привлекательным для туристов. Эти задачи поставило перед собой и руководство Вологодской области, без поддержки которого фестиваль вряд ли бы состоялся. «Мы гордимся тем, что на пять фестивальных дней Вологда становится центром кинематографии не только России, но и всей Европы и стараемся, чтобы все фестивальные мероприятия прошли на очень высоком уровне, - отметил губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.

- Прошлый фестиваль показал, что во время проведения VOICES поток туристов в Вологду увеличивается в два раза. Мы гордимся тем, что нам есть чем привлечь приезжающих в наш город. Но и сам фестиваль даёт мощный толчок для творческой активности вологжан, позволяет сделать нашу жизнь не только комфортной, но и интересной и очень насыщенной, - добавил глава города Вологды Евгений Шулепов.

Организаторам VOICES удаётся не просто собирать лучшие европейские фильмы последних лет, включать в конкурсную программу ещё не демонстрировавшиеся в России и СНГ картины молодых кинематографистов, но и привозить в Вологду настоящих звёзд. Здесь уже побывали Клаудиа Кардинале, Ксения Раппопорт, Александр Прошкин, Кшиштоф Занусси, Клод Брассер, Сергей Бодров, Александр Сокуров, Паоло Тавиани. В этот раз вологодский фестиваль почтили своим присутствием Йос Стеллинг, Бела Тарр (в качестве председателя международного жюри), Оливия Маньяни (актриса и внучка Анны Маньяни), новая звезда европейского кино – режиссёр Пабло Бергер (автор нашумевшей «Белоснежки»), Сергей Сельянов, Николай Хомерики, Ян Бейвут (исполнитель главной роли в новейшем фильме «Боргман» Алекса ван Вармердама). Что интересно – зарубежные гости гораздо охотнее принимают приглашение приехать в Вологду, чем свои, российские знаменитости. К примеру, в этот раз так и не прибыли на фестиваль, несмотря на все данные обещания, Алексей Учитель, Сергей Соловьёв и другие. С непонятной мне злостью отзывались о фестивале и его программе некоторые ведущие российские критики. В прессе звучали гневные тирады о провальной конкурсной программе, об отсутствии вкуса у отборщиков, о потакании низменным вкусам рядового зрителя.

С этим, кстати, был связан и самый главный скандал VOICES-2013. К примеру, замечательная российская актриса Яна Троянова («Жить», «Волчок», «Кококо»), член международного жюри нынешнего фестиваля даже не пыталась скрыть своё недовольство конкурсными фильмами. Не понравились они и председателю жюри Бела Тарру. Возможно, и Тарр и Троянова оказались попросту не готовы воспринимать современное европейское кино. Однако претензии по этому поводу следует направлять не программной дирекции фестиваля, а тем, кто пригласил в жюри таких судей. Впрочем, сам факт участия в небольшом киносмотре такого именитого режиссёра и продюсера как Бела Тарр уже дорогого стоит. И способен ли он оценивать чужие фильмы или нет (как и то, любит ли он вообще кино), в общем, не так уж и важно.

Лучшие фильмы остались без наград

И всё же немного жаль, что жюри не смогло оценить первоклассную работу отборщиков фестиваля, которым удалось включить в программу фильмы самых разных жанров – от триллера и драмы до комедии. В то же время, практически каждая из конкурсных картин (в их числе, напомним - дебютные и вторые картины молодых кинематографистов) являла собой яркое авторское высказывание, была настоящим событием, способным вызвать оживлённые дискуссии. Эти качества часто-густо напрочь отсутствуют в конкурсных фильмах именитых кинофестивалей России и Украины, которые не интересно ни обсуждать, ни тем более запоминать имена их создателей.

Как ни странно, но наибольшее недоумение и даже возмущение некоторых членов жюри VOICES вызвали самые сильные и самобытнейшие фильмы конкурса. И в первую очередь картина «Студия звукозаписи Берберян» британского режиссёра Питера Стрикленда, включённая влиятельным журналом Sight & Sound в список десяти лучших фильмов 2012 года. По словам критика Питера Брэдшоу из Guardian, «Студия звукозаписи Берберян» заставляет вспомнить ранние работы Дэвида Линча (прежде всего – «Голову-ластик») и Романа Полански, при этом фильм близок по духу к историям Брэма Стокера и Энн Рэдклифф о невинных англичанах, попавших в невероятные и таинственные места. Его действие происходит в 1970-е годы в Италии, в период расцвета жанра джалло – дешёвых фильмов ужасов, сочетающих в себе элементы жестокости и эротики. Скромного и застенчивого британского звукорежиссёра Гилдероя (Тоби Джонс) приглашают на озвучивание картины «Омут наездницы». Вместо привычной для него работы Гилдерою приходится подыскивать звуки к жутким сценам разрубания человеческих голов топором или «засовыванию раскалённой кочерги во влагалище ведьмы». Не в состоянии прийти в себя от увиденного на экране кошмара Гилдерой в итоге оказывается внутри собственного кошмара.

Увы, по стечению обстоятельств, практически совершенный и перфекционистский фильм с тончайшей звукорежиссурой и погружением в сюрреалистическую бездну, был показан в Вологде не в оригинальной кинопрокатной версии, а с DVD. И хотя зритель не смог в полной мере ощутить всю полноту авторского замысла, даже такая «тряпичная» копия убедительно показала: перед нами произведение киноискусства высочайшего уровня. Но члены международного жюри не попытались даже это понять. Возможно, во время сеанса мысли у них были заняты чем-то другим.

Другим самым раскритикованным фильмом конкурса стали «Бесчувственные» (Insensibles) Хуана Карлоса Медины – фэнтези-драма об эксплуатации нечувствительных к боли детей. Действие этой предельно эмоциональной и талантливо снятой картины начинается в конце 1930-х годов во время бушующей в Испании гражданской войны, завершается в наши дни и вскрывает нелицеприятные факты из истории этой европейской страны в период Второй мировой войны и послевоенное время. «Бесчувственные» напомнили мне нашумевших «Мучениц» (Martyr) Паскаля Ложье и «Лабиринт Фавна» Гильермо дель Торо своей сказочной интерпретацией реальных, порой абсолютно бесчеловечных и жестоких событий. Вероятно, эта сказочность и оттолкнула высоколобых знатоков кино от «Бесчувственных».

Столь же поверхностно многими из них была воспринята нидерландская картина «Воскрешение ублюдка» (De Wederopstanding van een Klootzak) Гвидо ван Дриля – изысканно снятая драма о мести с потрясающей операторской работой (Леннерт Хиллеге). Конкурсной криминальной драме «Сальво» Фабио Грассадония и Антонио Пьяцца (Италия) от критиков досталось «на орехи» за излишнее подражание Жан-Пьеру Мельвиллю. Увы, незамеченной осталась потрясающая работа Салеха Бакри, исполнившего в ней главную роль и известного зрителям по фильмам «Визит оркестра», «Женский источник» и «Соль этого моря». К слову, оператором «Сальво» выступил Даниэле Чипри, известный итальянский кинорежиссёр («Тото, который жил дважды»), оператор и сценарист.

- Работать с Чипри было прекрасно. Нам близок его взгляд, хотя его фильмы и более радикальны, - отметил Фабио Грассадония. – Видение Чипри помогло избежать нам многих жанровых клише. На роль Сальво мы пригласили известного палестинского актёра Салеха Бакри, который специально для этого выучил итальянский язык. Правда, в фильме он практически ничего не говорит, но ему удалось потрясающе передать эмоции своего героя. И хотя он играет роль киллера, в жизни Бакри очень интеллигентный, вежливый и щедрый человек.

Недетская сказка «Смотритель» (Vicevrten) датчанки Катрин Видерман стала одним из наиболее радикальных фильмов в конкурсе VOICES. Герой фильма (известный датский актёр Ларс Миккельсен получил приз за лучшую мужскую роль на фестивале) по жизни сплошной неудачник. Но однажды на него в прямом смысле сваливается подарок с небес в виде обнажённой юной красавицы. Она не только пробуждает в герое забытые желания и чувства, но и обладает невиданным даром – после секса с ней у партнёров проходят все самые страшные болезни. Прознавший об этом деловитый приятель смотрителя подбивает его воспользоваться моментом и заработать на лечении страждущих. Желающих исцелиться таким необычным и очень приятным способом оказывается бесчисленное множество. Вскоре у квартиры героя выстраивается громадная очередь: в постель к прекрасной и молчаливой незнакомке за руку приводят своих благоверных мужей любящие жёны, не отстают от них мамаши, желающие исцелить своих прыщавых отроков. Когда же чувства героя возобладают над интересами «бизнеса» милые на первый взгляд обыватели «из толпы» превращаются в ослеплённых чудовищ.

Ещё одна социальная сказка из конкурса – «Женский день» дебютантки Марии Садовской (Польша). Основанная на реальной истории она повествует о систематических унижениях сотрудниц одного из польских супермаркетов. Не выдержав измывательств начальства, героиня фильма (замечательная работа Катажины Квятковской, вполне заслуженно получившей приз за лучшую женскую роль на VOICES) решается обратиться к адвокату и отстоять свою честь в суде. Некоторым зрителям показался абсолютно надуманным и «киношным» эпизод с трупом. По сюжету, прямо в торговом зале от сердечного приступа скончался посетитель, однако менеджер супермаркета приказал сотрудникам работать в обычном режиме и просто накрыть труп каким-то подвернувшимся мешком из-под картошки.

- История с трупом, который пролежал под ногами покупателей несколько часов, совершенно реальна, - отметила Мария Садовска. – Всё, что вы видите в фильме - взято из жизни. Я в течение полугода исследовала материалы о нашумевшей в Польше акции протеста сотрудников сети супермаркетов, встречалась с его участниками. Единственная допущенная мной вольность – я решила рассказать эту историю от лица собирательного образа главной героини. В действительности был не один, а около 800 судебных исков к владельцам супермаркета, то есть, это был не одиночный, а массовый протест.

По словам режиссёра, история практически сразу заинтересовала продюсеров. «Сложилось так, что в подавляющем большинстве фильмов героиня-женщина является либо жертвой, либо банальным приложением к героям-мужчинам. В «Женском дне» всего этого нет и в помине. Я считаю, что во многом это получилось благодаря актрисе. Катажина до сих пор играла лишь пародийные роли. Мне хотелось, чтобы в моём фильме сыграла с одной стороны известная актриса, а с другой, чтобы она выступила в неожиданном для всех амплуа. Думаю, у нас это получилось», - добавила Мария Садовска.

«Кончайте убивать! Давайте рожать!»

Самой традиционной в своём жанре в конкурсной программе стала французская комедия «Королевы ринга» Жан-Марка Рудницкого с Мэрилу Берри, Натали Бей и Одри Флёро в главных ролях. Однако самыми полюбившимися зрителям оказались две картины – «Длинные светлые дни», другой вариант перевода – «В цвету» (Grzeli nateli dgeebi) Наны Эквтимишвили и Симона Гросса (Грузия – ФРГ – Франция) о взрослении двух школьных подруг в смутный для Грузии 1992 год. И «Майор» Юрия Быкова, в результате завоевавшем приз зрительских симпатий. Жёсткая «мужская» история о насквозь прогнившей полицейской системе в современной России вологодской публике пришлась по вкусу. «Не скрою, я действительно немного сгустил краски – чтобы максимально исчерпать своим фильмом данную тему. Но это не значит, что показанного в «Майоре» в реальности не происходит, - признался Юрий Быков. – Да, полицейские и чиновники просто так убивают людей. У главного героя в сущности-то одна-единственная проблема. Ему кажется, что у окружающих его людей есть своя внутренняя мораль. Но это фикция, никакой морали ни у кого нет. Такова жестокая реальность и нашего общества, которое в итоге разлагается и мертвеет от отсутствия морального долга в каждом из нас».

Итогом весьма неожиданного решения жюри стало присуждение гран-при «Длинным светлым дням», неожиданного и отсутствовавшего в регламенте фестиваля приза за лучшую операторскую работу дебютанту в большом кино 28-летнему Кириллу Клепалову за «Майор» (и это несмотря на выдающиеся операторские работы в «Воскрешении ублюдка», «Сальво» и «Длинные светлые дни», снятом Олегом Муту). Традиционный приз за режиссуру жюри решило не награждать вовсе. Причины своего решения члены жюри объяснили свои посланием, зачитанным Яной Трояновой на церемонии закрытия VOICES. Оно было коротким: «Ребят, кончайте убивать! Давайте рожать!»

Взгляд на Восток и замуж за тракториста

Главным событием внеконкурсной программы фестиваля стал показ отреставрированной копии великой «Земли» Александра Довженко в сопровождении «ДахиБрахи» под открытым небом в Констисторском дворике Вологодского кремля. Специально для этого показа группа на один день прервала свои гастроли по Европе. И это того стоило. Сеанс прошёл с грандиозным успехом. Чувствовалось, что публика пришла отлично подготовленной и успела основательно познакомиться с творчеством знаменитого киевского коллектива. «Это что-то невероятное», - делились увиденным и услышанном зрители. А сами участники «ДахиБрахи» сразу же после выступления поспешили в Москву, чтобы вернуться к гастролям.

Второй самой успешной программой VOICES стала программа нового российского кино. Переполненные залы на «Игре в правду» Виктора Шамирова, «Я тоже хочу» Алексея Балабанова (спецпоказ, посвящённый памяти режиссёра) и ряде других фильмов показали, что публика ждет, прежде всего, своё, отечественное кино, которое редко встретишь в прокате в российской глубинке. С интересом они восприняли и новейший, хотя и далеко не самый лучший фильм известного нидерландского режиссера Йоса Стеллинга «Девушка и смерть» с участием Сергея Маковецкого, Леонида Бичевина, Ренаты Литвиновой и Светланы Светличной. Впрочем, как воспримут зрители его работу самому Стеллингу, похоже, было совершенно безразлично.

- На западе все смотрят в сторону Америки, предпочитая американские истории, американские фильмы и стандарты. Мне же больше нравится смотреть на восток, - отметил Йос Стеллинг. – Мне нравится работать с российскими актёрами. И, кстати, мне очень понравилось в Вологде. Раньше я никогда не слышал об этом ней, но был совершенно восхищён местными деревянными зданиями, церквями, которые навевают дух Чехова, Достоевского. Думаю, я должен здесь снять один из своих будущих фильмов.

В программе фестиваля было показано ещё два фильма из Грузии, которые оказались намного слабее конкурсной ленты. «Все ушли» Георгия Параджанова – старомодно снятая трагикомедия, действие которой происходит в Тбилиси. Сделанная явно под влиянием грузинских фильмов 1970-1980-х годов она как нельзя лучше показывает, что дважды войти в одну и ту же реку невозможно. В результате спасти этот беспомощный фильм со слабым сценарием не удаётся даже занятым в нём актёрам Автандилу Махарадзе, Наталье Колякановой и Зурабу Кипшидзе.

Чуть более интересной показалась картина «Беспредел» Арчила Кавтарадзе, дебютная короткометражка которого десять лет назад участвовала в конкурсе Киевского международного кинофестиваля «Молодость». В центре фильма – история Тите Гогии, которого бросают в тюрьму как виновника ДТП. По словам режиссёра, картина основана на реальных фактах пыток и насилия в грузинских тюрьмах. Но несмотря на актуальную остросоциальную тематику и достаточно современный киноязык (с использованием анимации) фильм показался мне конъюнктурным, довольно предсказуемым и плоским.

- В фильме я показал то, через что пришлось пройти мне самому. И снимать его я начал задолго до недавнего скандала с обнародованием видеозаписи реальных пыток в грузинской тюрьме, - объяснил Арчил Кавтарадзе. – Что касается использования анимационных вставок, то они были вынужденными. Хотя мир, который мы видим со стороны тюремщиков – это, скорее, комиксовая реальность. Но и снимать в условиях настоящей тюрьмы было невозможно, поэтому мы и решили прибегнуть к анимации.

Настоящим событием фестиваля стал приезд известнейшего российского кинорежиссёра, руководителя творческой мастерской «Режиссура документального кино и документального театра» Марины Разбежкиной и проведённый ею мастер-класс.

- В Вологде я была очень давно. Помню, что много бродила по этому городу, осталось ощущение, что в нём есть какая-то загадка, - призналась Марина Разбежкина. – Около месяца прожила я тогда и в Ферапонтово Вологодской области, в результате чего многие там начали воспринимать меня за местную. Помню, как воровали брёвна, чтобы сплавиться на них по реке, как меня хотели выдать замуж за местного тракториста. Ферапонтово тогда было не таким раскрученным туристическим местом как сегодня, оно было довольно диковатым. И я с удовольствием съезжу туда снова.

Британия таит сюрпризы

Помимо насыщенной кинопрограммы и мастер-классов организаторы постарались провести для вологодской публики, а также гостей VOICES ряд других параллельных событий. Среди них – выставки, концерты популярных исполнителей, экскурсии популярными туристическими маршрутами, конкурс аматорских короткометражных фильмов «Вологда в лицах» (победитель которого был награждён недельной поездкой на двоих в Амстердам) и особая гордость дирекции фестиваля – пикник open-air с выступлениями известных блогеров и журналистов, лекциями и семинарами в живописном сквере у Соборной горки. Единственным большим минусом пикника стало то, что он отвлёк от кинозалов значительную часть потенциальной аудитории кинофестиваля. Мне кажется, было бы гораздо разумнее проводить подобные мероприятия незадолго или накануне открытия VOICES, чтобы не отнимать, а наоборот привлекать молодых зрителей в кинотеатры.

Всё же, невзирая на большие финансовые трудности, фестиваль состоялся. По заверению руководства Вологодской области, в следующем году пятый, юбилейный VOICES обязательно пройдёт «в том же месте, в тот же час». После нынешнего фестиваля, посвящённого Нидерландам (2013-й – перекрёстный год Нидерландов в России и России в Нидерландах), главной страной-участницей следующего станет Великобритания. «С этой страной у нас очень большие связи, - отметил Игорь Лысенко. – Надеюсь, нам удастся пригласить в Вологду одного известного британского актёра, чьё имя я пока раскрывать не буду. Но будьте уверены – если нам повезёт, это будет настоящая бомба. Всех вас ожидает большой сюрприз!»

Олег Батурин Олег Батурин , Журналист и кинообозреватель
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram