Из всего множества людей с кем мне довелось сидеть несомненно одним из интереснейших был Виктор (имя изменено). Судьба этого человека уникальна хотя бы тем, что он отсидел 23 года. У многих рецедивистов есть такой срок за плечами, но они его зарабатывали разными приговорами и отбывали по частям. Виктор в отличии от них 23 года сидит одним сроком.
Его закрыли в 1991 году, а в 1993 приговорили к расстрелу. Он провел три года под вышкой в ожидании исполнения приговора. А когда уже подошла его очередь, почему-то исполнили приговор сокамерника, хотя тот и был приговорен позже. Следующим он стать не успел потому, что в России ввели мораторий на смертную казнь, а его расстрел заменили пожизненным. После этого Виктор успел посидеть на Ивделе, а потом попал в "Черный Дельфин". Для тех, кто не знает - "Дельфин" это самая страшная колония РФ, предназначенная почти исключительно для пожизненников. Там царят нравы сталинского концлагеря. По словам Виктора первыми, кто встречал новый этап были "маски", тюремный спецназ, которые избивали всех под ряд, отнимали вещи и продукты. В начале 2000х трупы оттуда вывозили каждую неделю, мусора постоянно забивали зеков, еда была крайне скудной. С передачами было очень сложно, а баланда представляла собой воду с несколькими крупинками. Имели место случаи людоедства, когда несколько зеков договаривались между собой, убивали сокамерника и варили его мясо в раковине на кипятильниках.
Жаловаться было бесполезно т.к. заявления просто не выходили за пределы колонии. Со временем администрация поняла что зеков лучше не уничтожать, а извлечь из них прибыль. Таким образом они получили несколько сотен рабов которые за лишнюю миску еды, разрешение на передачи и свиданки готовы пахать в три смены. Попутно на заключенных там воздействовал очень жесткий режим, например, при входе мусоров в камеру следовало развернуться лицом к стене согнуться и упереться в нее руками. В таком положении находиться до команды, по команде развернуться с поднятыми ладонями, закрытыми глазами и открытым ртом. Передвижение по территории происходило тоже в согнутом положении. За нарушения либо жалобы помещали на т.н. "белый корпус", здание с ухудшеными условиями, постоянной сыростью(в разы большей чем обычная тюремная), там так же содержали инвалидов и отказников, тех, кто не желал работать.
Виктору удалось вырваться оттуда лишь благодаря тому, что во время внутреннего конфликта между оперчастью и режимом никто не удосужился читать его заявления уходившие за забор. Так он добился экстрадиции на родину, хотя это и произошло не сразу. Было несколько лет бюрократии, угрозы и избиения со стороны мусоров требовавших отказаться от своих заявлений.
Он выдержал все это. Прошел через вещи, которые большинство даже не может себе представить. Как это, когда вместо мышц сплошной черный корж от постоянных побоев, половина зубов выбита, организм поражен туберкулезом. Сейчас Виктор является самым долгосидящим зеком Украины. Через 2 года, если все будет в порядке, он освободится. Он сохранил здравый рассудок, пройдя через настоящий ад, и даже после общения со мной во многом стал поддерживать идеи гражданской активности. Вырвавшись из концлагеря, восстановил, насколько это здесь возможно, свое здоровье. Не сдается, несмотря ни на что. Когда мне тяжело, я вспоминаю Виктора, героя и одного из тех настоящих друзей, которых мне подарила тюрьма.
*письмо передано автором адвокату из Харьковского изолятора.