«Финансовый fair play» по-украински

Футбольный клуб для украинского олигарха – примерно то же, что и молодая любовница. Стоит ли требовать от любовницы безубыточности и самоокупаемости?

Фото: EPA/UPG

В сентябре 2009-го очередная инициатива Мишеля Платини взбудоражила футбольную Европу: исполком УЕФА принял (к слову, единогласно – в лучших традициях демократической Европы) концепцию «финансового fair play» (ФФП). Суть проекта – контроль за непомерно растущими расходами клубов и попытка вывести их на уровень безубыточности. Наполеоновские планы трехкратного обладателя «Золотого мяча» и бывшего капитана сборной Франции вызвали достаточно неоднозначную реакцию среди владельцев европейских клубов.

С одной стороны – вполне закономерная реакция прагматичной Европы на варварскую экспансию со стороны всевозможных Абрамовичей, Керимовых, шейхов Мансуров и иже с ними; с другой – неприбыльными являются очень многие клубы не из TOP-пула, и если выплата миллионных штрафов (в казну УЕФА, разумеется) за превышение лимита расходов для «Манчестер Сити» или ПСЖ де-факто никак не скажется на финансовой стабильности, то для малых клубов это может стать началом конца.

Вопросов возникло много… К примеру, как именно УЕФА представляет себе применение «решительных санкций вплоть до исключения» против клубов калибра «Челси» или «Зенита» (при том что «Газпром», помимо питерского клуба, спонсирует и саму УЕФА)? И не станет ли это катализатором «сепаратистских тенденций» со стороны потенциально исключенных, в результате чего ряд ведущих клубов Европы (права на трансляции матчей которых стоят дороже всего) из подконтрольной УЕФА Лиги Чемпионов переберутся в какой-то новый турнир (или, например, проведут реинкарнацию G-14).

Не станет ли ФФП политикой двойных стандартов (а тот же Платини уже несколько раз получал в свой адрес вполне правомерные обвинения в «излишней лояльности» к французам – самым громким из последних скандалов стал матч прошлогодней Лиги чемпионов Лион – Динамо (Загреб), в котором только французы не усмотрели договорного подвоха)? Актуальных «скользких» вопросов, ответы на которые функционеры из УЕФА дают столь же неохотно, сколь и неубедительно, в избытке.

Интересно, а как поведут себя украинские клубы, если европейское движение за «финансовый fair play» будет набирать обороты? В свое время Сергей Стороженко успокаивал общественность заявлениями, что ни один из украинских клубов не имеет дефицита более 45 млн. евро, а, значит, не нарушает нормы УЕФА. Однако, это не ответ, ведь речь идет о тенденции, а не фиксированной сумме. Рано или поздно, будет это 2017-й или 2025-й, но политика ФФП в УЕФА достигнет своего апогея и воплотится в неком «нулевом варианте» (т.е. требовании о безубыточности всех клубов), в то время как тенденция развития украинских клубов – рост бюджета (при этом расходная часть растет быстрее доходной).

Ярославский называл сумму в 50 млн. долларов в год, Суркис – 90 млн. У «Шахтера» эта цифра явно больше: по самым скромным оценкам за 15 лет Ахметов вложил в донецкий клуб более 1,5 млрд. долларов. Все клубы (и президенты этого не скрывают) являются убыточными (это, к слову, может являться аргументом против возвеличивания роли болельщиков и какого-то морального долга или ответственности инвестора перед фанами). О каком финансовом «fair play» может идти речь?

Наши клубы не пошли по примеру «Динамо» из Загреба или «Порту», которые действительно научились зарабатывать на футболе – мы избрали типичный «восточный вариант» (по аналогичному пути, но в больших – оно и немудрено – масштабах пошла и Россия). И тут возникает главный вопрос: а могло ли быть иначе? Может ли клуб, принадлежащий одному из украинских «олигархов», быть прибыльным? И нужен ли ему такой клуб?

Ответ здесь однозначен: нет, не может – нет, не нужен! Футбольный клуб для украинского олигарха – это примерно то же, что и роскошная яхта или молодая любовница из числа победительниц конкурсов красоты. Стоит ли требовать от любовницы безубыточности и самоокупаемости?

«Финансовый fair play» Украине противопоказан, он противоречит всей философии развития украинского спорта. И в этом нет ничего плохого – лучше так, чем прозябание первых лет независимости. Благо, эта тенденция из футбола перекочевывает и на другие виды спорта (пример ХК «Донбасс» Колесникова или «Беркута» Жвании).

А французу загадочной души восточного спорта не понять – пусть и не пытается…

LB.ua в соцмережах: