Картельные сговоры – серьезная проблема для развития любой экономики. А на рынках госзакупок они наносят еще и существенный урон госбюджету. И являются мощным коррупционным фактором, поскольку участники тендеров зачастую «договариваются» не только друг с другом, но и с заказчиком. Для предупреждения тендерных картелей весной прошлого года был введен законодательный запрет для их участников принимать участие в госзакупках в течение трех лет. Подобные запреты действуют во многих странах мира. Компании вносятся в публичный «черный список». Некоторые страны (та же Россия) распространяют запрет даже на физических лиц – учредителей и руководителей недобросовестных участников тендеров.
В Украине выявлением тендерных сговоров в областях занимаются преимущественно территориальные отделения АМКУ. На его сайте публикуются лишь названия участников сговоров да сведения о судебном обжаловании решений АМКУ.
Чтоб получить детальную информацию о тендерных картельщиках и самих тендерах в 2014 году, Центр политических студий и аналитики отправил информационные запросы в двадцать территориальных отделений. Их «ответы» ошеломили даже экспертов ЦПСА, давно занимающихся мониторингом тендеров в регионах Украины.
Более половины отделений в той или иной форме отказались предоставлять информацию о своих решениях. Кировоградское отделение АМКУ полностью проигнорировало запросы ЦПСА.
Шесть отделений отказались что-либо предоставлять под предлогом того, что у них отсутствует обобщенная информация по запросу (отделения во Львовской, Житомирской, Харьковской, Ивано-Франковской и Киевской областях, а также в городе Киеве). Закон «О доступе к публичной информации» дает органам власти такое право. Однако эти отделения полностью проигнорировали просьбу предоставить электронные копии своих решений.
Четыре отделения (Волынское, Запорожское, Николаевское, Тернопольское) согласились предоставить копии, но только после оплаты услуг по их копированию.
Сомнительный ответ. Ведь закон о доступе к публичной информации предусматривает как право граждан направлять запросы электронной почтой, так и обязанность органов власти отвечать электронным путем. Какие тут могут быть затраты «на копирование»?
Причины такого поведения оказались обескураживающими. Согласно ответам отделений, они свои решения готовят и хранят исключительно на бумаге!
Запорожское отделение заявило, что «… чинним законодавством України не передбачено створення рішень, що приймаються органами Антимонопольного комітету України, в тому числі територіальними відділеннями, в електронному вигляді". Как запорожцы в 17 веке, они пишут свои письма гусиным пером?!
Тернопольские чиновники ничтоже сумняшеся признались: «Рішення адміністративної колегії територіального відділення, зазначені у запиті, зберігаються лише в паперовому виглядів (зберігання в електронній формі не передбачено)...»
Кто- то еще верит в заявления высших чиновников Украины о построении электронного правительства «в кратчайшие сроки»?!
На днях, кстати, заместитель главы Николаевского отделения АМКУ был задержан при получении взятки в 40 тысяч гривен – «за невнесение участника госторгов в «черный список».
Самый изощренный отказ был получен от Полтавского областного отделения АМКУ.
По мнению полтавских «антимонопольщиков», «закон о доступе к публичной информации не предусматривает предоставление каких-либо документов в электронном виде». Весь чиновный мир Украины худо-бедно электронные документы гражданам предоставляет, а вот в Полтаве свои законы…
Кроме того, ксерокопирование бумажных копий решений следует оплатить.
И самое главное. Оказывается, «законодательство о защите экономической конкуренции не предусматривает предоставление копий решений органов Антимонопольного комитета лицам, которые не были сторонами в делах о нарушении конкурентного законодательства». Мол, это может «навредить интересам субъектов хозяйствования», по которым было принято решение.
Ложкой меда в «антимонопольной» бочке дегтя оказались отделения в Закарпатской, Днепропетровской, Одесской, Черкасской и Черновицкой областях. Они не ссылались на отсутствие «обобщенной информации» и выслали требуемые ответы на первый же запрос. Вероятно, лишь эти отделения системно отслеживают тендерные сговоры в своих областях.
Еще три отделения предоставили электронные копии решений (Сумское, Херсонское и Хмельницкое).
И как президент с премьером собираются «де-олигархизировать» и демонополизировать экономику Украины, если половина отделений Антимонопольного комитета живут в каменном веке? А сам комитет уже больше года не имеет полномочного руководителя..?!