Экономика живет не по средствам и финансируется за счет распродажи госактивов

Вероятнее всего, пересмотренный госбюджет-2015 снова придется подгонять под новые экономические реалии. Думаю, где-то в мае текущего года будет понятно, что и его мы свести не сможем. Даже при этом курсе гривны, который, к сожалению, для бюджета, начал укрепляться.

Фото: Макс Требухов

Поэтому сегодня ключевой вопрос, чем мы сможем рассчитаться со своими кредиторами? Имуществом, землей или либеральными законами? Ведь в настоящее время мы сильно придавлены последствиями военно-политического и финансово-экономического кризисов. В том числе огромными государственными долгами и девальвацией гривны, двухзначными цифрами инфляции и безработицы. Слишком многие коммерческие банки и предприятия продолжают снижать расходы, поскольку сомневаются в том, что рост экономики Украины возобновится. И на таком фоне в начале этого месяца Кабинет министров утвердил перечень государственных предприятий, которые подлежат приватизации в 2015 году. По предложениям уполномоченных органов управления в перечень госимущества, подлежащего разгосударствлению, были включены 342 объекта. В частности, в добывающей промышленности среди них есть государственный концерн "Укрторф", ГП "Волыньуголь" Шахта "Южнодонбасская №3 им. Сургая", ГП "Красноармейскуголь", обособленные подразделения ГП "Львовуголь".

В этом списке также есть пакет акций 16,5% шахты им. Засядько и 50,5% ООО "Керамнадра". В энергетической отрасли - это "Центрэнерго" - 78% акций, "Донбассэнерго" - 25%, Херсонская ТЭЦ, Одесская ТЭЦ, Николаевская ТЭЦ и пакеты акций облэнерго. В нефтегазовой отрасли - пакеты акций горгазов. В химической промышленности - Сумыхимпром, Одесский припортовый завод, АК "Свема" и другие. В данном перечне фигурируют и такие «изюминки», как ОАО "Президент Отель", ОАО "Атомпрофздравница", ПАО "Укрнефтепродукт".

Почему власть так торопится с приватизацией инвестиционно привлекательных предприятий в неблагоприятных для продажи условиях падающего рынка? Да, сегодня нас не столько интересуют факты, сколько причины и последствия. Не потому ли, что Минфин Украины в рамках проведения переговоров по реструктуризации части госдолга, а также квазигосударственных долгов общим объемом 15,3 млрд. долл. США, не согласился на ряд условий ключевых кредиторов, объединенных в кредитный комитет во главе с американским инвестиционным фондом Franklin Templeton?

Увы, но еще с начала года выступления наших министров финансово-экономического блока сильно напоминали заседания союза меча и орала. Лейтмотив выступлений – долги дисконтируем, договоримся об их реструктуризации на выгодных для нас условиях. Плюс не будет никаких ограничений для рынков и для разгосударствления с последующей приватизацией предприятий (однако, 19 января 2015 года Верховная Рада Украины отклонила законопроект КМУ о приватизации около 1250 госпредприятий). Не будет и агрессивного кредитования «точек» роста в реальном секторе экономики. Не будет новых эмиссий под эти задачи. Ничего.

Справедливости ради замечу, что наш суверенный долг в последнее время уже торгуется на уровне Руанды, Берега Слоновой Кости, Сейшельских островов и т.п. Боюсь, что дальше будет всё меньше заинтересованных лиц связываться с украинским долгом. В период этого структурного кризиса наша монопольно-коррумпированная экономика, к сожалению, оказалась гораздо менее устойчивой, чем нам казалось самим еще в начале прошлого года. Более того, фундаментальный тренд по-прежнему неблагоприятный на нашем рынке – и доходы населения падают, и производительность труда снижается.

Как изменить такое положение?

Прежде всего, не продолжать наращивать долговую нагрузку, а экономика страны должна сама начать зарабатывать. И не сокращать Минэкономразвития Украины, а, наоборот, передав ему функции Минфина по формированию доходной части бюджета и контроля над долговым рынком, выстроить на базе МЭРТ единый центр по созданию новой и эффективной финансово-экономической системы, взамен монопольно-олигархической и коррумпированной.

В тоже время, судя по макроэкономическим показателям, наша экономика еще не достигла дна, от которого она могла бы оттолкнуться. Значит, вероятнее всего, власти и дна еще не видят. Поэтому в текущем 2015 году мы увидим дальнейшее падение экономики, а также ухудшение макроэкономических показателей и социальных стандартов. И совсем уж непонятно, с чего выплачивать очередной многомиллиардный кредит МВФ? Вот почему уже в мае текущего года будет понятно, что пересмотренный госбюджет-2015 мы свести не сможем. А приватизация, госдолг и наш кошелек – это вещи взаимосвязанные.

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram