О том, как в очередной раз уродуют архитектуру исторического города даже говорить не хочется. Вопреки принципам градостроения и здравому смыслу, в центре Одессы да и остальных украинских городов коррумпированные застройщики год из года продолжают скупать землю, чтобы впихнуть между старыми домами еще одно безобразное здание. Но этот случай еще более возмутителен. Ради корысти каких-то непонятных дельцов, одесситы лишаются не просто обветшалого здания, а важного во многих смыслах культурного объекта.
Подобных арт-центров в Украине единицы, но именно они зачастую двигают развитие культурного процесса. Большинство государственных музеев или частных галерей живут своей размеренной жизнью, отстаивая устоявшиеся годами принципы. Напротив, авангард современного искусства куется в цехах независимых арт-центров вроде "Чайной фабрики". Именно здесь молодое поколение творцов может экспериментировать, создавать новые проекты, поднимать неудобные темы. Что еще важнее, такие центры являются местом где наиболее массовая аудитория имеет возможность познакомится с современным искусством.
В странах, где политические и экономические элиты думают о завтрашнем дне, развитие таких центров давно стало частью государственной политики. Бывшие объекты промзоны переделывают в музеи современного искусства и концертные залы, которые привлекают миллионы посетителей и становятся известны всему миру.
Дремучие украинские чиновники, похоже, о подобных вопросах даже не задумываются. При отсутствии финансирования и сколько-нибудь эффективных программ развития культуры за годы Независимости, практически все успешные арт-проекты делались по частной инициативе. И вместо того, чтобы найти возможность поддержать подобную инициативу в Одессе, власть с видом блаженного идиота просто вручает документы о выселении.
Можно как-то понять психологию застройщика, для которого перспектива сорвать куш гораздо важнее существования каких-либо культурных центров. Для большинства обывателей современное искусство тоже понятие далекое. Но на государственном уровне, учитывая катастрофический культурный раскол в обществе, для державных мужей, утверждающих, что строят европейское государство, подобное пренебрежение культурой – преступно.
Чтобы понять, насколько важен вопрос существования одесского арт-центра, стоит вспомнить события, которые происходили всего три года назад. Тогда вся Украина узнала о существовании культурного центра «Изоляция», который занимался в Донецке тем же, чем и «Чайная фабрика» в Одессе – современным искусством. Тогда деятели ДНР захватили помещение «Изоляции». В процессе представители «новой администрации» уничтожили часть художественных произведений, не соответствующих их «понятиям». Вскоре после этого крупнейший центр современного искусства на Востоке Украины показательно превратили во что-то среднее между концлагерем и исправительной колонией.
Язык искусства – это язык объединения. Те, кто ним владеют, скорее всего договорятся между собой. «Чайная фабрика» была одним из мест, где люди могли изучать этот универсальный язык. Именно подобные вещи, а не размахивание националистическими флагами, является настоящей национальной политикой. Те, кто не понимает этого, или безнадежно туп, или, наоборот, прекрасно осознает, что делает, позволяя так просто появляться офисным многоэтажкам на месте культурных центров.