23 мая апелляционная инстанция в США подтвердила решение суда первой инстанции, отклонив требования защиты.
Пресс-служба «Батьківщини» уже заявила, что правительство Юлии Тимошенко не имело отношения к закупке медпрепаратов по завышенным ценам, ибо закупку лекарственных средств и вакцин осуществляло не оно, а Министерство здравоохранения по собственной инициативе. Что за закупки вакцин в Минздраве непосредственно отвечал заместитель министра Зиновий Мытнык, состоявший руководителем тендерного комитета министерства. Тот самый Мытник, говорится в опровержении, которого по личной инициативе Николая Азарова назначали министром здравоохранения уже при власти Януковича.
За последние пятнадцать лет твердо установлено: все, что говорит «Батьківщина» или лично Тимошенко, следует всегда – проверять на предмет соответствия действительным обстоятельствам. Правдивости или ложности, ясно говоря.
То, что закупку медпрепаратов осуществлял Миниздрав, а не правительство Тимошенко – не соответствует действительности. Дело было так. 30 октября 2009 года Кабмин объявил о введении карантина в девяти западных областях Украины. Сама Тимошенко заявила, что в трех областях, Ивано-Франковской, Тернопольской, Львовской превышен эпидемический порог, в соседних областях, Закарпатской, Черновицкой, Ровенской, Хмельницкой, Винницкой, Волынской также есть случаи заболеваний гриппом А/H1N1. Через несколько дней Тимошенко заявляет, что правительство выделяет 3 миллиарда гривен для закупок лекарств, маски, медицинского оборудования. Где-то во всем этом списке «затерялась» и вакцина. Это решение было принято на заседании Кабмина, озвучено самой Тимошенко.
«Перевод стрелок» на Зиновия Мытныка, который действительно служил министром, и которого давно уволили, пожалуй, единственное, что могли в ответ на решение суда в Портленде сказать люди Тимошенко. Другой альтернативой было бы просто промолчать. Кстати, не исключено, что Мытнык в том деле действительно замешан. И если виноват Мытнык, то должен отвечать. Но работал то он в период «эпидемии гриппа» под Василием Князевичем, назначенным Тимошенко. И каждому, кто хоть немного знает реалии украинской политики, понятно: «освоить» три миллиарда долларов – не уровень Мытныка, и даже не уровень вице-премьера. Не им решать судьбу таких денег. А если посмотреть на одну служебную ступеньку выше вице-премьерской?
Что означает и почему важно решение суда в Орегоне, прошедшее аппеляционную инстанцию и после этого вступившее в законную силу?
Прежде всего, тем, что действия правительства Тимошенко официально признаны американским судом преступными. Преступными, и именно американским судом. Т.е., не украинским, который десятилетия утирается от заявлений Тимошенко, что все его решения являются «заказными».
Органы юстиции США еще раз доказали: там в состоянии принимать судебные сроки, причем не в бесконечные сроки. В первый раз в США «хватило» доказательств по делу Павла Лазаренко – теперь по коррупции предыдущего правительства. Дело в Портленде, штат Орегон, рассматривалось в суде в рамках закона США, который называется «Racketeer Influenced and Corrupt Organizations Act». Понятны слова в этом законе – «рэкетир» и «коррупционная организация». «Trout Cacheris» и «Akin Gump Strauss Hauer and Feld», проводившие аудит деятельности правительства Тимошенко, судились с компанией «Olden Group». «Trout Cacheris» и его шеф Плато Качерис доказали, что работать умеют. Суд в Портленде подтвердил: это у нас в Украине против Тимошенко доказательств не хватает никогда, а сроки расследования дел и судебного рассмотрения практически бесконечны.
Для американского суда хватило доказательств и времени много не понадобилось. И ТРИ ДНЯ на апелляцию оказалось достаточно.
Согласно американскому закону, «Olden Group» должна вернуть деньги, 19 миллионов долларов. Решение, чуть менее важное, чем признание действий правительства Тимошенко преступными, но и 19 миллионов долларов на дороге не валяются. Их надо в Украину вернуть. Вопрос к украинским компетентным органам – а как вернут? Не распилят по дороге? Но это в будущем. Пока же «Olden Group», конечно, от перспективы возврата денег наверняка «не в восторге».
А невыполнение решения суда в США, это не так, как в Украине. Там невозврат денег – арест имущества, сначала кампании, а затем учредителей. Эти обстоятельства можно использовать, чтобы получить показания под присягой в суде, кто получил «львиную долю отката»? Может ли суд в Орегоне прийти на основании свидетельских показаний к выводу о Тимошенко как организаторе преступной схемы? Означает ли это выдачу судебного ордера на арест организатора схемы в США и в тех странах, с которыми у Соединенных Штатов есть соответствующие международные договора?
А ведь существует еще как минимум один иск. В свое время МЧС Украины обратилось в Высокий суд правосудия в Лондоне. МЧС обвинило в этом суде британскую компанию «Legal Business Consultants Ltd» и членов Кабмина Юлии Тимошенко в закупке изношенных машин по завышенным ценам. В иске МЧС утверждает, что «Legal Business Consultants» и другие участники схемы имели общую собственность и другие связи с бывшими министрами правительства Тимошенко.
Решение американского суда может быть учтено украинским правосудием. Как говорят представители украинской Генпрокуратуры: «если к следователю поступят материалы Орегонского суда». А если не поступят? Это - официальное письмо? Но его не будет, ибо федеральный суд в Орегоне украинской Генпрокуратуре неподотчетен. Может, Генеральная прокуратура Украины по запросу следователя обратится в суд в Портленде за правовой помощью, чтобы официально получить текст американского судебного решения? Могут ли официальные лица посольства Украины в США, отвечающие за юридические вопросы, помочь Генпрокуратуре в получении решения американского суда и его заверенном переводе?
От решения суда в Портленде, квалифицировавшего те или иные действия правительства Тимошенко как преступные – один-единственный шаг к определению, кто совершал эти преступные действия. Кто, следовательно, является преступником. Какую иерархию имела преступная организация – в соответствии с федеральным законом о «коррупционной организации»? Кто входил в состав преступной группы, кто организатор, кто соучастник, а кто исполнитель?
Скоро, говорит, Генеральный прокурор Украины Виктор Пшонка, состоится и суд в Украине. Он уже заявил, что вакцина по завышенным ценам закупалось чиновниками, которым руководила экс-глава правительства Юлия Тимошенко, что есть арестованные, что три человека под следствием, всего по материалам уголовного дела проходит пять обвиняемых, из них два чиновника высокого ранга. Эти лица дадут показания против Тимошенко? Они назовут ее организатором схемы?
Или в Украине опять с Тимошенко «договариваются»? Предъявят социально невинные статьи по нецелевому использованию денег по Киотскому протоколу? А Тимошенко сразу же это обыграет - она выплачивала пенсии? Спорить в суде по газовым контрактам? Но Тимошенко в споре, особенно громком, всегда «докажет»: ей мстят олигархи, которых она вынудила платить за газ дороже. Почему Генеральная прокуратура – кроме одного заявления Виктора Пшонки - не раскручивает дело об «эпидемии гриппа»?
Каков общественный резонанс от этого дела? Интересней всего – за рубежом. Десятки официальных лиц США сделали очень много публичных заявлений о якобы «избирательном характере правосудия» в украинских реалиях. Они извинятся за эти обвинения? Нет, американцы не извиняются и не признают ошибок, как в случае якобы проданной Кучмой Саддаму «Кольчуги», которую так и не нашли. Они прекратят произносить эти заявления? Они готовы и решение американского суда в Орегоне назвать примером «избирательного правосудия»? Или – они просто сделают вид, что решения суда в Портленде не было? Готовы ли назвать это решение «заказным» решение суда «специалисты по Тимошенко» в Европейской народной партии? Ханне Северинсен, бывший содокладчик по Украине в ПАСЕ, советник Тимошенко?
А вот общественный резонанс в Украине… Очень сомневаюсь, что вообще будет хоть какой-то. Разве не помнили в Ивано-Франковской, Тернопольской, Львовской, Закарпатской, Черновицкой, Ровенской, Хмельницкой, Винницкой и Волынской областях несуществующую «эпидемию гриппа» 2009 года? Разве там забыли панику в городах, слухи об «эпидемии чумы», как Тимошенко лично встречала в Борисполе самолет с «Тамифлю», большая часть которого ввиду окончания срока годности пропала на складах МЧС? Разве не написали журналисты тысячи статей об «эпидемии гриппа», не говорили об этом с экрана?
Никто не может в Украине сказать, что не знает об «эпидемии гриппа» 2009 года. Никто. Но тем не менее, разве не проголосовали в прошлом году на местных выборах, в областях Западной Украины и не только этих областях, за людей, получивших мандат под брендом Тимошенко? И разве различные социологические службы не фиксируют, что ни смотря ни на что, у Тимошенко есть проценты голосов избирателей, чтобы пройти у парламент?
Иногда можно услышать, что люди голосуют не за Тимошенко, а против тех, против кого она. Это порочная логика. Если в Европе люди не считают нужным голосовать за предложенных политиков, они не идут на выборы и не голосуют. И впоследствии не чувствуют себя морально ответственными, если кто-то, кто раньше объявлял «эпидемию гриппа», победил их голосами на выборах и организовал «эпидемию чумы».